Презентация к методической разработке Работа над задачей на уроках в начальной школе


Выполнила:учитель начальных классовЯсникова Н.С.МОУ Котельницкая ООШ развивать и укреплять интерес к математике; совершенствовать формы организации учебной деятельности; использовать в своей работе новые педагогические технологии; раскрывать и развивать способности каждого ученика, используя индивидуальный подход к детям. Отработка умения решать текстовые задачи –одно из основных направлений обучения математике. Текстовые задачи составляют около 40% всего материала учебников по математике для начальной школы.Для большинства детей решение задач является наиболее трудной частью изучения математики.Математику любят в основном те ученики, которые хорошо умеют решать задачи. - Как же помочь ученикам научиться решать задачи? Цель работы: найти эффективные способы обучения умению решать текстовые задачи.Задачи: изучить педагогическую и методико-математическую литературу по данной проблеме; выявить способы организации учебной деятельности учащихся с целью овладения умением самостоятельно находить решение текстовой задачи. Обучающиеся должны уметь:1 класс-решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание на основе счёта предметов, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного;решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. 2 класс -решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание;-решать задачи в 1 действие на умножение и деление.3 класс-решать задачи в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление4 класс-решать задачи в 2-4 действия. Задача – это специальный текст, в котором описывается некоторая ситуация на естественном языке, с требованиемлибо дать количественную характеристику какого-либокомпонента этой ситуации, либо установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами.В каждой задаче можно выделить: а) числовые значения величин – данные или известные;б) некоторую систему функциональных зависимостей;в) требование или вопрос, на который надо найти ответ.Решить задачу – значит раскрыть связи между данными иискомыми, на основе чего выбрать, а затем выполнитьарифметические действия и дать ответ на вопрос задачи. По числу действий:простые;составные. 2. По содержанию текста:по структуре ;по записи данных;по наличию лишних и недостающих данных.Чтобы научить учащихся правильно решать составные задачи, необходимо использовать разные виды текстов задач. Усвоение содержания текста.Поиск решения задачи.Оформление решения.Проверка решения.Работа с решенной задачей.Каждый этап решения есть сложное умственное действие,входящее в состав еще более сложного – решения задачи. Введение в условие задачи новых данных.Изменение вопроса без изменения условия.Изменение условия без изменения вопроса.Изменение условия и вопроса.Сравнение содержания и решения данной задачи с содержанием и решением другой задачи.6. Исследование решения.7. Обоснование правильности решения (составление обратной задачи). Преобразование задач является эффективным средствомповышения уровня умения решать задачи.Виды упражнений:Изменение поставленного к условию задачи вопроса.Изменение условия задачи без изменения поставленного вопроса.3. Изменение условия и вопроса задачи.Преобразование данных задач в задачи родственных видов.5. Составление аналогичных задач.6. Составление обратных задач. Решение задач разными способами Решение задач разными способами прививает интерес к математике, развивает умственные способности учащихся.Способы «предположения ответа»:Способ, когда гипотеза оказывается меньше ответа.Способ, когда гипотеза оказывается больше ответа.Способ, когда гипотеза оказывается равной ответу. В педагогической практике инновационная деятельность – это целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания. Дифференцированное обучение Использование дидактических игр на уроке. Использование элементов развивающего обучения. Применение дидактических игр.Игра «+» или «–» Рыбак поймал 8 окуней и 2 карпа. Сколько рыб поймал рыбак? Тане задали 18 примеров. Она решила 9 примеров. Сколько примеров осталось решить Тане?Костя нашел 16 грибов, а Юра на 5 меньше. Сколько грибов нашел Юра?Сумка с вещами весит 8 кг, а чемодан на 10 кг тяжелее. Сколько весит чемодан?На озере плавали 5 белых лебедей и столько же черных. Сколько всего лебедей плавало на озере?У Пети 13 значков, что на 5 значков больше, чем у Коли. Сколько значков у Коли? + - - + + - Виды контроля: текущий; тематический; итоговый. Формы контроля: устный опрос; письменный опрос; самостоятельная работа; контрольная работа; тестовые задания. При решении задач тесты помогают проверить:1. Умение решать простые и составные задачи.2. Умение сравнивать тексты задач и делить их на группы.3. Умение отличать задачу от других текстов.4. Умение по решению определять вопрос, поставленный к задаче.5. Умение вопросы задачи переводить в арифметические действия.6. Умение решать и записывать задачи по действиям с пояснением.7. Умение записывать решение задачи выражением.8. Умение записывать ответ задачи. Тест для 3 класса Решение задачи Условие задачи Вопрос задачи Ответ задачи Бабушке 60 лет. Мама моложе ее на 30 лет Сколько лет маме? Маме 30 лет. 60 – 30 = 30 (л.) Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его уроки проходили интересно, продуктивно и качественно. Применяя в своей педагогической деятельности рассмотренные приемы и виды работы над задачами, я прихожу к выводу, что это помогает мне в такой нелегкой работе, как обучение детей умению решать задачи. Итоги 2009-2010 учебного года по математике: 1 ученик имеет оценку «5» 3 ученика – оценку «4» 1 ученик – оценку «3»Уровень обученности – 100%Качество знаний – 75%