Экологические ситуации в формировании природоведческой компетенции в условиях внедрения ФГОС.


Презентацию подготовила Добродеева М.И учитель начальных классов МБОУ ЯСШ №2 Что такое экология? Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя в начальных классов используют различные формы работы в этом направлении. Детям младшего возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе Начальная школа- важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире , развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующей становлению личности, формированию экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского , природа лежит в основе детского мышления, чувств, и творчества. Понижение у современных школьников уровня познавательного интереса к экологии - вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей. На лицо тенденция усиления роли компетенций, в том числе экологической, в образовании. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования Проблема преодоления негативного отношения младших школьников к животным является составной частью в системе экологического воспитания и важным фактором формирования природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетенции младших школьников. Экологические компетенции говорят, чтобы дети имели опыт ориентации экологической деятельности в природной среде. Знали и применяли правила поведения в экстремальных ситуациях. Для формирования у детей природоведческой компетенции, необходимо особое внимание уделить развитию их эмоциональной сферы, формированию положительных чувств к природным объектам которые в свою очередь, будут мотивировать и приобретение природоведческих знаний, и гуманное поведение школьников в естественном окружении. Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замерзшего в снегу воробья; девочка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой-нибудь тихий закат на реке. А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека» Эффективные методы обучения Творческие дискуссииРолевые игрыРешение проблемных экологических задачЭкологические ситуацииТворческая практическая деятельность уч-сяИсследовательская работа Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату? Оставить себе и позаботиться о нём. Отнести в лес. Дома он погибнет. Поиграть с ним и отпустить. Твои друзья в огороде поймали крота. Как ты поступишь? Пройдёшь мимо. Поместишь в ящик и будешь кормить и наблюдать. Расскажешь о его пользе и попросишь отпустить. Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты их собираешь? Рву по одной только спелые ягоды. Собираю комбайном. Срываю веточки с большим количеством ягод. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь? Пройду мимо. Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем. Отломлю. Собирая грибы в лесу вы увидели мухоморы . Ваши действия? Уничтожите, так как они вредны для человека. Оставите, вспомните слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы приносите вред многим». Пройду мимо. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия? Пройду мимо. Понаблюдаю. Поглажу, покормлю птенцов. Птенец прыгает по дорожке. Твои действия? Поглажу, покормлю. Пройду мимо. Посажу обратно в гнездо. Понаблюдаю, недолго. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать? Сорвать гриб с корнем. Оставить на месте. Попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба. Твои друзья ловят на берегу раков и моллюсков. Что вы будете делать? Будете ловить вместе с друзьями. Пройдёте мимо. Объясню, почему нельзя этого делать. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать? Пройду мимо. Остановлюсь и понаблюдаю. Отнесу домой и посажу в банку. Попробую его накормить. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать? Забрать себе.. Не трогать. Положить в дупло что-нибудь вкусненькое. Мальчик стоит около берёзы. Он собирается полакомиться берёзовым соком. Правильно ли он поступает? Да, у берёзы много сока, на всех хватит. Да, мальчик поможет дереву избавиться от лишней воды. Нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые берёзе для развития и роста. После похода остался мусор. Ваши действия? Закопать в яму. Унести домой и выкинуть в мусоропровод. Оставлю всё как есть, там и так много мусора. Весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые ландыши. Что вы будете делать? Сорву только один цветок. Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым. Нарву маленький букетик и подарю маме. Только тогда, когда будет уничтожено последнее дерево и отравлен последний глоток воды, мы поймем, что деньги есть нельзя. Береги свою планету –Ведь другой, похожей, нету Спасибо за внимание.