Исследовательская и кружковая деятельность экологической направленности в рамках программы социализации учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО


Исследовательская и кружковая деятельность экологической направленности в рамках программы социализации учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО Обобщение опыта работы.Автор: учитель биологии Е. В. ЛысцеваМуниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 4»Г. Ухта2015 г. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных учебных дисциплин) и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития.  Социализация рассматривается в работе как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей.Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира.  Главная цель исследовательской деятельности - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, стемление к творчеству, познанию, активной деятельностиЦелью исследовательской деятельности так же всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска.   Исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребенком или группой детей (здесь можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют) Основным отличием исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Условия эффективности исследовательской деятельности:1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).  Я хочу поделиться опытом работы с детьми во внеурочное время. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться. Это происходит во время занятий кружка «Аквариуморист» и в процессе исследовательской деятельности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться Организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:· первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;· второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;· третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. Исследования можно классифицировать по-разному:· по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);· по месту проведения (урочные и внеурочные);· по времени (кратковременные и долговременные);· по теме (предметные или свободные),  Можно выделить этапы выполнения исследовательской работы: 1) постановка проблемы, формулирование темы2) формулирование цели и задач исследования3) теоретические исследования, т. е. изучение теории, посвящённой данной проблематике;подбор методик исследования; 5) экспериментальные исследования6) сбор материала, его анализ и обобщение, оформление научных исследований;7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.  1. Проблема исследования заключается в определении степени влияния леворукости на творческие способности и способности к обучению среди школьников. В ходе исследования проверялась гипотезы:1.Детей с признаком леворукости в обществе меньше, чем праворуких детей.2.Творческие способности и способности к обучению у детей с леворукостью развиты в большей степени, чем у детей праворуких.Объект исследования: леворукость учащихсяПредмет исследования: особенности проявления леворукости в творческой деятельности учащихся и их обучении.


1. Выбор темы: В названии работы должно быть наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных.Например, темы наших исследовательских работ в разные годы в течении десяти лет.«Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье жителей микрорайона УРМЗ» «Исследование качества атмосферного воздуха в микрорайоне УРМЗ г. Ухта методом лихеноиндикации» « Влияние курения на здоровье детей» «Звук- как фактор, влияющий на здоровье человека» «Исследование качества молока в домашних условиях» «Полезные и опасные комнатные растения»Леворукость как фактор, влияющий на адаптацию ребенка в обществе



2.Формулирование цели и задач исследования Цель работы должна быть: конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ;доступна для конкретного исследователя.задач исследования При их постановке нужно чётко сформулировать:-для чего делалась работа, -что надо было наблюдать и -выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос)Например: Цель работы - исследовать качество молока, реализуемого в торговых сетях г. Ухта, пос. УРМЗ, в домашних условиях.Задачи:1.Научиться определять качество молока в домашних условиях по следующим характеристикам;степень разбавленности разных проб молока водой;наличие посторонних примесей в разных пробах молока.2. Использовать полученные знания при выборе молочной продукции. 3.Теоретические исследования Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Чаще всего это Ресурсы Интернет. Необходимо указывать авторов информации. Ученики находят много источников, но затрудняются в выборе главного, отсеять ненужное.Так, например, изучая леворукость, мы познакомились с различными гипотезами, посвященными данной проблематике. Теории и гипотезы происхождения леворукости1.Зеркальная симметрия мозга левши 2.Теория «щита и меча».3.Социальная теория леворукости. Леворукость – результат привычки 4. Леворукость – результат эмоционального негативизма (З.Фрейд). 5. Разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга (А.В. Семенович, 1950гг.) 6.Генетическая модель леворукости по соотношению руки и центра речи (Джерре Леви и Томас Нагилаки). 7.Генетиеская модель фактора правого сдвига (М. Аннет, 1960гг.) . 4.Следующий шаг -изучаем и подбираем методики исследованияХорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.Пример:Эмпирические: наблюдение, экспериментТеоретические: анализ, сравнение, обобщение, интервьюирование, Математические: статистика. Как правило, мы не имеем в своем распоряжении больших возможностей для проведения сложных экспериментов. Нет нужных приборов, реактивов и. т. д.Вопросы для анкетирования, порой, придумываем сами.Привлекаем специалистов (психолог, мед.персонал) 5. Экспериментальные исследованияИсследования по биологии сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные обычно на большой выборке и с большим числом повторений. Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. В некоторых случаях исследователь привлекает к своей работе одноклассников. Круг заинтересованных расширяется. Определение степени разбавленности молока водойОпределение степени разбавленности молока
Определение степени разбавленности молока с использованием спирта Испытание фильтровальной бумагой Испытание фильтровальной бумагой Определение посторонних примесей в молоке с использованием синейлакмусовой бумаги Определение посторонних примесей в молоке с использованием йода 6) Сбор материала, его анализ и обобщение, оформление научных исследований.Очень важно своевременно зафиксировать полученные данные в дневнике наблюдений, в журналах. Нельзя полагаться на память. Первоначально это черновые записи, которые в дальнейшем подвергаются анализу, обобщению Результаты оформляем таблицами, графиками, диаграммами и др. Результаты исследования.Таблица № 1: Степень разбавленности молока {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Пробы молока ( марка, где приобретено, изготовитель)Степень разбавленности молокаВ %, по объемуСтепень разбавленности молокаВ %, по объемуСтепень разбавленности молокаВ %, по объему10%30%50%1. «Вятушка», м-н «Каспий». Производитель ЗАО « Кировский молочный комбинат» 2,7% жирность, питьевое пастеризованное молоко +2 .«Вятская дымка», цельное отборное, м-н «Каспий», ОАО «Городской молочный завод», Кировская обл. г. Кировочепецк. +3. «Простоквашино», м-н «Магнит», ОАО «Компания ЮНИМИЛК» г. Москва, питьевое ультрапастеризованное молоко +4.«Вятушка», м-н «Домик продуктов», ЗАО «Кировский молочный комбинат», 3,5% жирность, питьевое пастеризованное молоко + - способ 1, + - способ 2 1.Отношение взрослого населения к леворукостиРезультат: Последний шаг – оформление выводов по результатам исследования. Здесь нужно помнить, что выводы должны соответствовать целям и задачам, поставленным в начале работы. Каждой задаче должен соответствовать вывод. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению. Цель работы заключается в исследовании полезных и опасных для здоровья человека комнатных растений. Для достижения цели были поставлены задачи:1.Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать их анализ.2. Выяснить историю появления комнатных растений.3. Определить деление комнатных растений на экологические группы 4. Узнать о полезных и опасных свойствах комнатных растений5.Выявить наличие полезных и опасных комнатных растений в школьных помещениях 6. Разработать рекомендации по разъяснению взрослым и учащимся о мерах безопасности при обращении с опасными растениями и правильном использовании полезных свойств комнатных растений.Тема «Полезные и опасные комнатные растения» Выводы:1.В результате исследования была изучена и проанализирована литература по данной теме.2.Произведен анализ и паспортизация комнатных растений в помещениях МОУ «СОШ №4»3.Изучено наличие в школьных помещениях полезных и опасных растений.4.Даны рекомендации по правильному обращению с комнатными растениями.5.Гипотеза о том, что комнатные растения приносят только пользу, подтвердилась частично. При определенных обстоятельствах растения могут представлять опасность для здоровья человека. 6.Каждый человек, прежде, чем приобрести комнатное растение, должен узнать его биологию и особенности влияния на здоровье человека. 7. Публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях. 

«Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье жителей микрорайона УРМЗ» - «Юниос-2005» год. Г. Сыктывкар.-1 место - VIII Республиканский конкурс « Молодежь России исследует окружающую среду» г. Санкт- Петербург, 2006 год ( участники) -V научно – практическая молодежная конференция «Интеграция-2007» г. Ухта – 3 место«Исследование качества атмосферного воздуха в микрорайоне УРМЗ г. Ухта методом лихеноиндикации» - XII Республиканская конференция «ЮНИОС-2006» г. Сыктывкар -3 место Влияние курения на здоровье детей» -VI научно-практическая конференция «Интеграция-2008» г. Ухта (участники)«Звук-фактор влияющий на здоровье человека» - XII Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды» в номинации «Экология человека» - 2011 г. Участники«Исследование качества молока в домашних условиях» -ХI региональная молодежная научно- практическаяконференция – конкурс «Интеграция» г. Ухта, 2013 г. участники