Презентация Организация деятельности классного руководителя детей с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС.


«Организация деятельности классного руководителя детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»Саломина Е.А.,Учитель первой квалификационной категорииГБОУ НСО «СКОШИ»г. Куйбышев Цель:Акцентировать внимание классных руководителей на особенности ФГОС для детей с ОВЗ.Задачи:1. Изучить ФГОС применительно к организации деятельности классного руководителя.2. Изучить особенности детей с ОВЗ.3.Разработать и принять необходимые документы для сопровождения ребенка с ОВЗ,4. Применить на практике рекомендации ФГОС по планированию и организации деятельности классного руководителя в условиях перехода на ФГОС. ФГОС - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.ФГОС – это свод документов, которые утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599, где выделены основные виды детей с ОВЗ и в которых рекомендованы основные адаптированные программы. Всего их 9:1 вид – глухие дети;2 вид – слабослышащие и поздно оглохшие;3 вид – слепые;4 вид – слабовидящие;5 вид – дети с тяжелыми нарушениями речи;6 вид – дети с нарушением опорно–двигательного аппарата;7 вид – дети с задержкой психического развития (ЗПР);8 вид - умственно отсталые дети;9 вид - дети с расстройством аустического спектра. С чего начинает работу классный руководитель?Так как мы с вами работаем с детьми с 5, 7 и 8 видов, то после знакомства с родителями нам необходимо изучить документы с которыми прибыл ребенок в класс. Одним из основных документов является заключение ПМПк, где прописан образовательный маршрут, статус «Ребенок с ОВЗ» и рекомендации для педагогов и родителей. Рекомендации: Для педагогов: Создание специальных образовательных условий. Для родителей: Динамическое наблюдение врача – психиатра, невролога по месту жительства и выполнение их рекомендаций, дополнительные консультации врачей, соблюдение охранительного режима, активное участие в мероприятиях, выполнение рекомендаций педагогов, специалистов сопровождения, развивать самостоятельность в семье в хозяйственно-бытовых делах, развивать умение ориентироваться в окружающей действительности, закреплять навыки самообслуживания, личной гигиены, расширять сферу социально-бытовых контактов (родственников, друзей семьи). Сотрудничество.Для того, чтобы родители могли выполнять рекомендации педагогов, работа классного руководителя и родителей должна быть построена так, чтобы воспитание и обучение обучающегося с ОВЗ происходило в сотрудничестве семьи и школы, так как родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Специальные программыДля каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками. Создаются специальные индивидуальные программы развития для каждого ребенка и специальные адаптированные программы для отдельной категории обучающихся. Адаптированная программаПРОЕКТ    ПРИМЕРНАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ             Индивидуальная карта ребенка Это документ, который ведется классным руководителем, специалистами школы (логопед и психолог). Данная карта находится у председателя ПМПк, и является документом. Работать с ней могут классные руководители, учителя – предметники, специалисты. Ознакомиться могут только родители или законные представители.При составлении индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ и плана воспитательной работы уделяется большое внимание социализации и социальной адаптации учащихся. Для развития социальной компетенции учащихся большим помощником служит внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально- личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся с умственной отсталостью путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ОВЗ и без таковых) с участием различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с умственной отсталостью, так и их обычно развивающихся сверстников. Итогом воспитательной работы является личностный результат, который рассматривается в двух уровнях: минимальный (глубокая у.о.) и достаточный. Сохранение жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ в учебное времяОдно из главных требований в учебном процессе – это создание специальных условий и сохранение жизни и здоровья обучающихся.Документация:Устав школыЛокальные актыПоложения Инструкции по ТБВиды деятельности: Соблюдение охранительного режима, учет психофизических особенностей, физминутки, динамические паузы, прогулки, общешкольная утренняя зарядка, занятия физкультурой, занятия в спортивных секциях, посещение бассейна, правильное сбалансированное питание. Так как в нашей школе обучаются все дети с ОВЗ, то питание бесплатное. Для приходящих детей питание 2-х разовое, для проживающих 6-ти разовое. В рацион входят все нужные продукты для детей с ОВЗ, рассчитаны нормы по возрастам. Для укрепления здоровья учащихся работает оснащенный всем необходимы медицинский блок, есть фито – бар, физеокабинет, сенсорная комната. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском 176 сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся. К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно- развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Результат В нашей школе обучаются глухие, слабослышащие, дети с ЗПР, дети с умственной отсталостью различной формы, дети с сочетанными дефектами (умственная отсталость и ДЦП, умственная отсталость и расстройство поведения, дети с аутоподобным поведением и др.). Наши дети успешно социализируются. Глухие и умственно отсталые дети совместно проводят праздники: День знаний, День Учителя, участвуют в Лыжне России и Кроссе Наций, в Международных олимпиадах, когда к нам приезжают дети со всех уголков страны. В 2013 -2014 году под руководством Зуевой Людмилы Евгеньевны ребята ездили на Всероссийский фестиваль «Звонкая капель» и получили Диплом 1 степени, в 2014-2015 году приняли участие во Международном фестивале «Шаг навстречу», который проходил в Санкт – Петербурге, наградой стал Диплом лауреата 1 степени. «Мир особого ребенка»Мир «особого» ребенкаИнтересен и пуглив.Мир «особого» ребенкаБезобразен и красив.Неуклюж, порою странен,Добродушен и открытМир «особого» ребенка.Иногда он нас страшит.Почему он агрессивен?Почему он так закрыт?Почему он так испуган?Почему не говорит?Мир «особого» ребенка –Он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребенкаДопускает лишь своих!