Конспект внеклассного занятия по толерантности Общение без конфликтов 7 класс

Открытое занятие
«Общение без конфликтов».
15.11.2013 г.

Цель: формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.

Задачи: 1) сравнение конфликтного и примирительного поведения человека;
2) формирование адекватных реакций в различных ситуациях;
3) знакомство с разными стилями общения.

Оборудование:
плакаты со стилями поведения и картинки животных, карточки с заданиями, лист, стикер и ручка каждому (по 16 шт.), притча №6 «Разгадка сна» в сб. «Толерантность», магнитофон, флешка с записью пьесы Грига «Утро», экран, проектор для презентации.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

16 ноября – Всемирный день толерантности.

-Вспомните, ребята, что такое «толерантность? (добро, терпение, милосердие, сострадание)
- Если человек обладает хотя бы частью этих качеств, как он будет общаться с окружающими его людьми? (по доброму, спокойно, без ссор)
- Все это и есть - умение общаться без конфликтов. (На экране название).

- Такова тема сегодняшнего занятия.
- Что такое «конфликт»? (ответы детей)
- Вот какое определение этому термину дается в словаре Ожегова: (на экране) «Конфликт – столкновение, серьезное разногласие».
- У нас в классе так бывает?
- Вы хотите об этом поговорить?
- Для чего вам это нужно?
- Возьмите маленький листок и ручку и напишите, что бы вы хотели получить для себя на этом занятии.

- Подобно тому, как ошибок не допускает только тот, кто ничего не делает, конфликтных ситуаций не бывает только у тех, кто изолирован от общества. То есть, конфликтные ситуации – это естественная часть нашей жизни. Избежать их невозможно, но в наших силах не дать им перерасти в крупную ссору.
В конфликте всегда виноваты обе стороны – один начал, другой не остановил.
- Как, вы думаете, можно выйти из конфликта? (ответы детей)

- В различных конфликтных ситуациях люди, обычно, сознательно или бессознательно выбирают определенный стиль поведения. Известны 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

(5 стилей вывешены в столбик на доске. Картинки животных прикреплены отдельно от табличек со стилями. )

1 – Стиль-конкуренция – «Акула» (сила, принуждение, борьба)
2 - Стиль-уклонение – «Черепаха» (уход, избегание)
3 – Стиль-приспособление – «Медвежонок» (уступка)
4 - Стиль-компромисс – «Лиса» (взаимная уступка, но каждый остается при своем мнении)
5 – Стиль-сотрудничество – «Сова» (справедливое, окончательное решение конфликта).

- Какому стилю поведения соответствует каждый из животных? Почему? (картинки прикрепляю к каждому стилю соответственно).

- Вот сейчас и посмотрим, как вы сумеете на примерах разных жизненных ситуаций найти неуверенный, уверенный и агрессивный тип ответа.

Игра «Неуверен, уверен, агрессивен»

Детям (в парах) предлагается ситуация. На парту выдается 1 листок с заданием.
( На экране высвечиваются все задания, и гостям предлагается тоже подумать).
- Нужно на ситуацию дать три ответа: неуверенный, уверенный и агрессивный.

Например: - Мне наступили на ногу в автобусе
А) - Вы бы присели.
Б) – Вы наступили мне на ногу.
В) – Наступлю на ногу обидчику.

1. Друг разговаривает с тобой, а ты хочешь уйти
(может, поговорим завтра; мне некогда, я тороплюсь; мне не до твоей болтовни)


·2. Твой товарищ устроил тебе встречу с незнакомым человеком, не предупредив тебя
(выслушаю нового знакомого; извинюсь и уйду; отругаю друга)

3. Люди, сидящие сзади тебя в кино, мешают тебе громким разговором
(не могли бы вы поговорить после сеанса; пожалуйста, тише; прекратите болтать или выйдите)

4. Твой сосед по парте отвлекает тебя от объяснения учителем нового материала
(не обращаю внимания; поговорим на перемене; замолчи, ты мне надоел)

5. Учитель говорит, что твоя прическа не соответствует внешнему виду ученика
(а я думал, что мне идет эта прическа; мне эта прическа нравится; Не Ваше дело)

6. Одноклассник просит тебя одолжить ему твой ноутбук, а ты считаешь этого человека не совсем ответственным
(я сам хочу сегодня посидеть в интернете; не дам; не дам, ты ненадежный человек)

7. Тебя попросили позаниматься английским с отстающим учеником, а у тебя сегодня нет свободного времени
(я сам не очень хорошо владею английским; сегодня заниматься некогда; я не буду с ним заниматься, потому что он лентяй)

8. За громкий смех в автобусе тебе сделали замечание
(извините; продолжаю громко смеяться; кто Вы такой, чтобы делать мне замечания?).
ВСЕ ОТВЕТЫ КОММЕНТИРУЮТСЯ.
(Обращаюсь к залу) - Были ли другие решения у наших гостей?

Игра «Официант, в моем супе муха!».

Давайте попробуем преодолеть назревающий конфликт во время обеда в дорогом ресторане.
(выбираем два игрока А и Б)
А. Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в дорогом ресторане, обнаруживаете в своей тарелке что-то, похожее на часть насекомого. Официант уверяет, что это специи. Вы желаете поговорить с управляющим рестораном.
Б. Вы – управляющий рестораном. У Вашего ресторана хорошая репутация. Вы направляетесь к столику иностранца.
(происходит диалог)

Анализ диалога:
- Внятно и ясно ли посетитель изложил свою жалобу?
- Отменил ли он заказ?
- Отказался ли заплатить?

- Вник ли управляющий в суть проблемы?
- Выразил ли он искреннее сожаление?
- Принес ли он извинения?
- Удалось ли сторонам разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

- Какой стиль поведения был использован?
(Обращаюсь к классу) – А как бы вы поступили в этом случае? (несколько ответов).

- Сейчас я прочитаю вам притчу «Разгадка сна», а потом поговорим об услышанном.
Читаю притчу.
- Были ли в вашей жизни похожие ситуации?
- Часто ли у вас возникают конфликты из-за необдуманных слов или поступков?
- Какой вывод вы сделали?

Фоном звучит пьеса «Утро» Грига.

-А сейчас возьмите листок и ручку, обведите свою ладонь и на каждом пальчике напишите по одному своему хорошему качеству, а на ладошке – одно то, которое вы в себе хотели бы изменить к лучшему.
- Листочки я соберу, а на следующем занятии мы об этом поговорим.

ИТОГ:
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Возьмите свои маленькие листочки. Получили ли вы от занятия то, что хотели? Что именно?
(Слушаем ответы каждого).
- Всем спасибо. До свидания.









15