Рабочая программа внеурочной деятельности: Великие путешественники и их открытия ФГОС ООО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж»

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
на заседании школьного МО учителей истории и географии
№ протокола «1» «26» августа 2014 г.
__________ ____Нелезина Г.И.
подпись Ф. И. О. руководителя ШМО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 от 28 августа 2014 г.
Директор МКОУ Нововоронежская СОШ №4
____________ ___Зуева Т. Д._________
подпись Ф. И. О. директора школы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1
ориентирована на достижение результатов одаренных учеников
(тип программы: комплексная/тематическая)
Клуб путешественников
научное объединение
«Великие путешественники и их открытия»
(наименование)



Количество часов: 35
Срок реализации программы: 1 год
Ступень обучения: 5 классы – ФГОС ООО

Программу составила: учитель географии
Ковалева Г. В.





2014 – 2015 уч. год
Путешествия помогают понять красоту пространства
и  бесценность времени.

Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа всех школ страны.
Основной идеей программы является объединение усилий учителя географии, учащихся школы, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся при изучении географии.
Цель программы:
- выявить одаренных детей, склонных к изучению естественных наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка;
-организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изучении географии;
- повысить статус естественных предметов (география).
Задачи программы:
- выявление, воспитание, обучение и поддержка интеллектуальных и творчески одаренных детей;
- развитие духовной сферы детей, потребностей в самопознании, способностей к самоанализу;
- использование индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках географии, во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов  в ходе изучения курса.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми;
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в географии;
- повышение интереса к предмету география;
- повышение качества географических знаний и умений школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в  выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; - приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами; - повышение общего уровня культуры школьников;
-  рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
2) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
3) формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
4) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Кружок  рассчитан  на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.
Методическое обеспечение работы кружка
    - Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы:
3. Презентации:
4. Компьютерные фото-альбомы:
5. Компьютер, мультивидеопроектор, экран.
Основные направления и содержание деятельности.
Тематика внеурочной географической деятельности составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.

Тематическое планирование   кружка
«Великие путешественники и их открытия»
 

Тема занятия
кол-во часов
Дата

11
Введение.
Основные этапы накопления знаний о Земле, природе, населении. Мифы, сказки как источник знаний, представлений о первых путешествиях.
1
 

22
Представления о форме Земли древними людьми разных стран.
1
 

33
Представления о форме Земли древнегреческими учеными Эратосфен, Галилей, Каперник.
1
 

44
Учение о сферичности Земли и теория единства Мирового океана. (Парменид, Эвдокс, Аристотель).
1
 

55
Исследование Индийского океана с середины 19 века до настоящего года.
1
 

66
Атлантический океан.
Экспедиция «Челенджера» (1872-1873).
Экспедиция парохода «Метеор» ( 1925-1927).
1
 

77
Северный Ледовитый океан.
Арктические путешествия россиян. Русские полярные исследования до конца 18 века.
1
 

88
Открытия на северо-востоке России. Первая полярная экспедиция Русского географического общества.
1
 

99
Путешествия Ф. Кука на Северный полюс. Первая в мире дрейфующая станция «СП-1».
1
 

110
Ф.Магеллан и его открытия.
1
 

111
История исследования Тихого океана. Русские на Тихом океане во второй половине 18 века. Первые промышленники на Алеутских островах.
1
 

112
Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.В. Лисянского.
1
 

113
Иностранные тихоокеанские экспедиции конца 18 века. Плавание и гибель экспедиции Лаперуза.
1
 

114
Африка. Миклухо - Маклай на о. Новая Гвинея. Путешествие Т. Хейердала на о. Пасхи.
1
 

115
Экспедиции португальцев, организованные принцем Генрихом мореплавателем в 1420 – 1458 годах. 
1
 

116
Исследования берегов и ее внутренних районов зарубежными путешественниками (Васко да Гама. 1498 г.; Д. Ливингстон).
1
 

117
Исследования Африки русскими путешественниками и  учеными. Научные экспедиции Вавилова (1926-1927) 
1
 

118
История открытия и исследования Австралии. Первое кругосветное путешествие плавание Кука.   Второе (антарктическое) плавание Кука. Поиски Южного материка летом 1772-1773 года. Третья экспедиция и гибель Кука.
1
 

119
Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Изменение природы человеком.
1
 

220
Экспедиция Беллинсгаузена – Лазарева и открытие русскими Антарктиды. 
1
 

221
Достижение Южного полюса Р. Амундсеном. Достижение Южного полюса Р. Скоттом.
1
 

222
Современные исследования Антарктиды. Значение антарктических исследований в развитии научных знаний. 
1
 

223
История открытия и исследования Америки.  Открытие о. Гренландия (870-1427 г.г.). 
1
 

224
Начало эпохи Великих географических открытий, экспедиции Х. Колумба 1492-1504 г.г.,
А. Веспучи.
1
 

225
Исследование материка зарубежными и русскими географами. Исследования немецкого географа
А. Гумбольта 
1
 

226
История исследования Северной Америки.
Экспедиции Джона Кабота (1497-1498) 
1
 

227
Исследование восточных и северных частей материка (Гудзон,17 век, А. Маккензи. 18 век) 
1
 

228
Великая северная экспедиция. Плавание В.Беринга.     Путешествие А. Чирикова. Плавание
Р. Амундсена вдоль северного побережья материка. 
1
 

229
Кругосветное путешествие Отто Коцебу в первой половине 19 века. Исследования русских поселений в Америке. 
1
 

330
Евразия. Европейские путешественники по Азии 8-15 в. в.
Марко Поло.  «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.   Поход Ермака Тимофеевича и его гибель. 
1
 

331
Русские исследования Центральной Азии.
Исследования Семёнова –Тян-Шанского. 
1
 

332
Экспедиция Обручева в неисследованные области Якутии (1926 г.).  Открытие и освоение мест, где пролегает трасса БАМа 
1
 

333
Путешествия Пржевальского, его вклад в изучение труднодоступных областей Евразии
1
 

334- 35
 Резерв времени.
2
 


Итого
35


Список литературы.
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2007
3. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2008-302 с.:ил/
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям  Сайт:http://www.danilova.ru
6.   География:Все для учителя географии  Сайт:http://geo.1september.ru
7.  География:Энциклопедическая библиотека.  Сайт:http://megacollection.ru






  


Заголовок 115