Чистая ли вода?


Заседание клуба «Химия вокруг нас».
Тема: Чистая ли вода? Способы очистки от загрязнений.
Цель: развитие интереса к изучению химии в школе, расширение кругозора учащихся.
Задачи: - развитие навыков лабораторной исследовательской деятельности;
- подвести школьников к сознанию практической значимости изучаемых веществ и явлений посредством ознакомления с областями применения этих знаний;
- формирование основ экологического мировоззрения.
Реактивы и оборудование: штатив, 4 пробирки с водой (речной, болотной, загрязненной бензином, СМС), фильтр, колба, предметное стекло, пробиркодержатель, почва, пробковая крошка, кристаллизатор, насыщенный раствор NaCl, горелка;Таблица «Свойства воды», фотографии, рисунки.
Ход мероприятия.
Учитель. Обычно говорят, что театр начинается с вешалки, а кабинет химии с правил безопасности, поэтому каждый входящий в наш кабинет должен их знать и соблюдать. А что будет, если …
(стучат в дверь, входят учащиеся, изображающие жертв не знания техники безопасности)
Жертва взрываПолучал я водород
К нему добавил кислород
А они взорвались сразу
И остался я без глаза.
Жертва щелочиВы не думайте, друзья
Что пришла так в школу я
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело!
Жертва кислотыПопробовать на вкус решил я кислоту,
Глядь, языка уж нет во рту!
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет
Жертва любопытстваСунул палец я в пробирку –
Вместо пальца – просто дырка?
Учитель: Какие правила техники безопасности нарушали эти ребята? (обсуждение в парах)
Химия – наука, как известно, экспериментальная, она изучает …
Нас окружает огромное количество простых и сложных веществ, но одно из них определяется существование жизни, многочисленные природные процессы.
Всмотритесь в эти фотографии и картины, каким одним веществом можно все это объединить?
- В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности – только…
А что такое вода?
Какими она обладает свойствами?
Какие превращения происходят с ней?
Ответить на все вопросы сразу нам не позволяют рамки времени, а поэтому остановимся лишь на главном.
Демонстрация моделей Н2О. Что вы можете сказать о составе воды?
Как известно состав и строение определяют свойства. Давайте вспомним некоторые из них.
Задание №1. В пробирке № находится чистая дистиллированная вода, каковы ее свойства
На доске 1- цвет
2- вкус
3- запах
4- Р 5- t0 кипения, t0 плавления
Но у воды есть и необычные – аномальные свойства, какие? Каждая пара получает задание: прочитать текст и вставить пропущенные слова.
- А теперь представьте, что аномальные воды перестали существовать. Какие изменения в природе и жизни человека это повлекло за собой?
(Обсуждение рисунков)
А какие 3 наиболее важные функции воды в природе вы бы могли назвать? (терморегулятор, растворитель, переносчик раствор веществ).
Для того, чтобы убедиться в том, что вода является растворителем проведем следующий опыт.
Смешайте почву с водой, что происходит? Почему? Отставьте пробирку в сторону и дайте ей отстояться. Что происходит? Когда подобные явления происходят в природе?
Подобное происходит в природе, когда идет дождь, текут ручейки, образуя овраги, реки размывают берега.
Чистая ли такая вода? Можно ли ее использовать перед фактом, как бы вы оценили чистоту воды, на какие признаки обратили бы внимание?
Опыт 2. Посмотрите на стакан с суспензией. Вы видите, что …
Значит, отстаивание – один из способов очистки воды.
Опыт 3. Другой способ – фильтрование, легкие взвешенные частицы остаются на фильтровальной
бумаге. Профильтруйте суспензию. А чиста ли эта профильтрованная вода?
Опыт 4. Выпаривание раствора (продемонстрировать) предметное стекло с выпавшими после
выпаривания «почвенных вод» кристаллами солей. Пригодна ли эта вода для питья?
Почему?
- Посмотрите на содержимое пробирок № , это вода взята в различных частях реки Тамузловки, оцените
Пробирка 1 Пробирка 2 Пробирка 3 Пробирка 4
Цвет Запах Прозрачность Как вы думаете, чем загрязнена эта вода? Кто виноват в этом?
Представьте, что вы глава администрации села, чтобы вы предприняли?
А может ли каждый из вас помочь чистой воде?
(Обсуждение предложений)
Ребята, вы понимаете все, что проблема чистой воды очень актуальна, поэтому важно вести длительные наблюдения качества воды. Такую работу можете вести и вы, а не только СЭС. Сделать это можно без участия химикатов, загрязняющих воду. В этом вам помогут водные растения, и животные вы бы взяли для биомониторинга. Почему?
Представление проекта биомониторинга.
Надеюсь, что с этого дня вы задумаетесь о воде, когда увидите неисправный кран с капающей водой, мытье машин в реке, сбрасывание мусора. Не будьте пассивными наблюдателями, объясните проблемы чистой воды людям, ведь ваши знания позволяют вам это сделать.
Творческое задание. Придумайте проект очистных устройств в нашем селе, доме. Обоснуйте его. А затем мы их с вами обсудим.
(Обсуждение проектов учащихся)
Подведение итогов занятия и рефлексия.