Конспект урока литературы по теме Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»
Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Цели:
формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении;
развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе;
воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.
Оборудование: портрет А.Грина, карточки для групповой работы, презентация.
Ход урока
Эпиграф урока:
Быть хорошим человеком – значит
не только не делать несправедливости,
но и не желать этого.
Демокрит.
Ход урока:
Орг. момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.
Знакомство с творчеством А. Грина.
Учитель (читает стихотворение В. Саянова):
Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отзвук морей в январе, С великою злобой, с великой любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о добре.
1. Беседа:
Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?
А что вы знаете о жизни Грине? (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)
О какой стране говорится в стихотворении? Как называется эта страна? (Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)
Что вы знаете о Грин-ландии?
Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником, мы с вами и отправимся на экскурсию в музей. А.Грина в Феодосии.
2. Заочная экскурсия по музею А. Грина.
Что вы узнали о Грин-ландии?
Почему же Грина поэт называет сказочником?
Вывод: Жизнь Грина была тяжела и драматична, а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.

Учитель
Ученик

C
о
з
д
а
н
и
е


п
р
о
б
л
е
м
н
о
й


с
и
т
у
а
ц
и
и
II.Создание проблемной ситуации.
Составление кластера.
- Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?
Как вы понимаете «хороший человек», «плохой человек»?








Постановка проблемного вопроса и темы урока.
Вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов». Вам понравилось произведение?
Что понравилось?
Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои?
А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? А разве Кист совершил плохой поступок: он убил кого-то или не пришел на помощь другу в трудную минуту?
Что вас удивило?

И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто в глубине души человека, оказывать влияние на его поведение и чувства.
Формулировка темы и целей урока
Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Хороший человек
Добрый
Щедрый
Бескорыстный
Отзывчивый
Дружелюбный
Трудолюбивый
Милосердный
Храбрый
Совершающий хорошие поступки
Помогает людям
Приносит пользу людям и обществу

Плохой человек
Злой
Жадный
Бессердечный
Эгоистичный
Корыстный
Грехи
Зло
Совершающий плохие поступки
Приносит вред людям и обществу






- Очень понравилось.


Ответы учащихся.




- Род хороший, Кист плохой. Нет, Кист никого не убил и не бросил друга в беде. Но он неожиданно для себя представил Рода срывающимся в бездонную глубину.
- Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?
- Нет, о человеке нельзя судить однозначно. Даже если он не совершал дурных поступков, а только пожелал зло другому человеку, то эта тайная мысль способна оказать влияние на него.

- Наше тайное «Я».
Разобраться, что влияет на наши поступки, понять, что в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое





П
О
И
С
К

Р
Е
Ш
Е
Н
И
я
III. Работа с текстом
Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа.
Герои рассказ и их взаимоотношения.
Герои рассказа нам уже известны, а какие события описывает Грин в рассказе?
Пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист.
Групповая работа.
1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...».
Чтение по ролям разговора Рода и Киста.
Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними?
Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смотрели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы».



Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в трактире за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает?

Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.
2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке».
Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.
Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки?
Что есть для нее центр вселенной?
Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»?



Как постепенно изменяются чувства Кэт?
Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.
3. Беседа.
Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация.
Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию?
Какова роль экстремальной ситуации в произведении?
3 группа. Кульминация. «Подлая мысль».
Выразительное чтение сцены прыжка.
Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка?
Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту?
Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека?
Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.
4. Беседа.
Почему мы считаем Киста плохим человеком?
Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Киста?
Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась».
Выразительное чтение финала рассказа.
Объясните смысл финала рассказа. Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»?
Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?
Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»?
Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.
IV. После чтения.
1. Беседа.
Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»?







К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина?












Пересказ уч-ся















- Нет, не нарушила. «Сердечное несчастье даже сблизило их»

- Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду. Астрономы все в определенной степени романтики и мечтатели, все тянутся к далеким, неведомым мирам, таких людей не так уж много, поэтому они сродни друг другу.

- Чувство молодых людей, особенно Рода, слищком чисто и сильно, и они считают оскорблением для девушки то, что, не удержавшись, выставили свое чувство на посмешище, говорили о ней среди пьющих людей, осквернив таким образом чистоту того, что у них было в душе.




Соломон – библейский мудрец и царь.


- Центр всего мира для юной девушки - она сама. Все мужчины должны быть вокруг нее. Она не сомневается в своей власти над ними, недаром однажды зовет к себе Рода, как цыпленка: «цып-цып». Кэт не понимает, как можно уйти от нее «далее четырех миль без желания вернуться через 24 часа». Такова мудрость 18-летней девушки – поэтому она Соломон 18-летний, т.е. юный, наивный, неопытный, «в юбке». Очевидно, Грин слегка посмеивается над девичьей мудростью.
- Постепенно Кэт понимает, что мужчина устроен иначе, он идет к своей цели, непонятной ей. Ее досода перешла в ожидание. Сначала ей хочется, чтобы вернулся веселый Кист, а затем- более основательный и добрый Род.



Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация проверяет людей.






-Горячий, нервный Кист, не способный выносить ожидания, и молчаливый, медлительный Род.
- Род всем своим существом желал Кисту удачи: он «сделал внутреннее усилие, как бы помогая прыгнувшему».
Из глубины подсознания Киста выплыла мысль о том, что ему была бы выгодна гибель Рода: это ему открывало дорогу к Кэт. Таким образом, Грин утверждает, что даже наши тайные помыслы способны оказать влияние на других людей. Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.


- Он пожелал зла Роду.


Род понимал, что им не спастись: Кист под его тяжестью тоже упадет в пропасть. Род был чужд ужасной эгоистической мысли погубить собственного товарища, чтобы тому не досталась любимая обоими девушка.






Вероятно, Кист достиг все-таки «золотоносного отрога Солнечных Гор», теперь он явился к Кэт «прилично одетым человеком», но, видимо, для Кэт это было неважно. Она хоть и сохраняла независимый вид, но ждала все-таки Рода.


- Мысль Киста о выборе Кэт объяснялась тем, что Кист, отдавая должное погибшему товарищу, понимал, что Род духовно выше, лучше его. Он не смог скрыть от Кэт правду, хотя она ничего не узнала бы, а ему эта правда далась нелегко: недаром он, покашливая, отводил глаза. Теперь его совесть чиста.





- Четырнадцать футов не просто изменили жизнь двух друзей, четырнадцать футов стали настоящим испытанием для двух человеческих сердец, и в особенности - для Киста, который выжил. Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.

- Наглядным образом Александр Грин раскрывает сложность и противоречивость человеческой натуры, человек не может быть однозначно хорошим или плохим: в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Он может совершать разные поступки: и прекрасные, и чудовищные, Поэтому невозможно судить о человеке однозначно.



- Обратимся к эпиграфу.
Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?
Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?
Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом? (Нет, не согласился, т.к. автор верил, что герой изменился, ведь он все рассказал Кэт).

Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком?
Вероломный - коварный, действующий путем обмана, измены. Нет, нельзя, т.к. Кист только на минуту поддался злобной мысли. Теперь он жизнью готов заплатить, лишь бы вытащить Рода из пропасти.
V. Итоги урока.
Над чем заставил задуматься рассказ?
Ваши впечатления от урока?
Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?
VI. Рефлексия. Продолжите предложения

Я сделал(а) следующие открытия
Первое, что я хочу сказать
За время урока
Мне больше всего запомнилось

VII. Домашнее задание: написать мини-сочинение
1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?
2. Виновен ли Кист в смерти Рода?









13PAGE 15


13PAGE 14715