Семинар по ЗОЖ «Жить в ладу с собой и миром»


Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа № 14 «Мир»
управления образования администрации города Шахтерска
«Жить в ладу с собой и миром»
Конспект семинара для педагогов ДОУ
по здоровому образу жизни
Подготовила:
старший воспитатель
ДОУ № 14 «Мир»
Филиппова И.П.
г.Шахтерск, 2016
Тема: Жить в ладу с собой и миром
Цель: пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вредных привычках и ВИЧ/СПИД.
Задачи семинара:
1.Уточнить знания педагогов о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека;
2.Выработать разумный взгляд на состояние своего организма; способствовать выработке позитивного отношения к ведению здорового образа жизни;
3.Развитие психологической и нравственной культуры, осознанного стремления к систематическому самоконтролю;
4.Обучение способам саморегуляции, безопасного и ответственного поведения .
Эпиграф
«...И было человеку дано: совесть,
дабы он сим изобличил свои недостатки.
Сила, дабы он мог преодолевать их.
Ум и Доброта на благо себе и присным своим,
ибо только то благо, что идёт на пользу ближним»
Чабуа Амирэджиби.
1.Приветствие
Ведущий: Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем желаю здоровья!
Задумывались ли вы о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (Ответы)
Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, иногда мы задумываемся о здоровье только тогда, когда его теряем! Так давайте же заботиться о своем здоровье, здоровье своих воспитанников сегодня, завтра и всегда.
Вспомним, какого человека мы называем здоровым? (ответы педагогов)
2.Пирамида здоровья
Предлагаю вам построить «Пирамиду здоровья».
Выберите составляющие пирамиды, которые относятся к понятию «ЗДОРОВЬЕ».
(воспитатели берут части «Пирамиды» и выкладывают их на мольберте с помощью магнитов)
Итак, мы построили Пирамиду здоровья.
Озвучьте составляющие части понятия «Здоровье».
Я желаю, чтобы все составляющие пирамиды сопровождали вашу жизнь и жизнь вашей семьи.
3.«Анаграммы». Составление слов, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни
Не секрет, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Только при наличии здоровья имеют смысл и другие ценности.
Предлагаю вам вставить пропущенные буквы и прочитать слова, связанные со здоровым образом жизни ( время 3 минуты, используем песочные часы)
Д…иж….н…е
движение
П….т….н…е
питание
С…н сон
Р…ж…м
режим
З…р…д…а
зарядка
З…вт….ак завтрак
Ч…с…ота чистота
Б..сс…йн бассейн
Пр..г…л….а
прогулка
..т…ых отдых
Уважаемые коллеги, пусть эти понятия войдут в ваш повседневный образ жизни!
Продолжаем.
4.Одной из задач дошкольного учреждения является пропаганда здорового образа жизни и воспитание ответственности у детей за собственное здоровье.
С дошкольного возраста следует закладывать основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровом образе жизни.
Совместная работа с воспитанниками, педагогами и родителями позволяет создать обстановку, в которой усилия каждого приумножаются усилиями других.
Согласно годовому плану работы, требованиям Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», педагоги нашего ДОУ проводят большую работу с семьями воспитанников.
Результаты совместной деятельности представлены на выставке рисунков и газет: «Мы за здоровый образ жизни».
Презентует опыт работы воспитатели средней и подготовительной группы.
5.Наше занятие мы проводим в рамках недели за здоровый образ жизни, к всемирному дню борьбы со СПИДом с целью профилактики вредных привычек.
Ведущий: -Что такое ВИЧ и СПИД? (ответ педагогов)
Это вирус иммунодефицита человека. Долгое время после заражения ВИЧ не опасен для жизни инфицированного человека и может ничем себя не проявлять. Организм вначале успешно противостоит воздействию вируса, и это единоборство продолжается несколько лет. Однако когда вирусу удаётся разрушить значительную часть иммунной системы, она перестаёт справляться со своими функциями, и человеку угрожают серьёзные болезни и смерть от инфекций, не опасных для большинства людей. Последнюю фазу ВИЧ-инфекции называют СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.
Ведущий: Работу по воспитанию толерантного отношения к ВИЧ позитивным детям мы проводим в течение нескольких лет. В нашем ДОУ накоплено достаточно материала по этой теме.
Полученные педагогами знания по данному вопросу были проверены в ходе анкетирования. (Мы заранее провели эту работу)
Результаты анкетирования показали, что педагоги владеют большим количеством информации, знают признаки заболевания ВИЧ/СПИД, меры профилактики.
Ну что коллеги поиграем?
6. Игра «Бабочки»
Ведущий: -Давайте поиграем.
Предлагаю закрыть всем глаза. (В это время всем участникам надевают «заколки-бабочки» разных цветов.)
Откройте глаза. Предлагаю объединиться в команды одного цвета. (Участники находят одинаковый цвет бабочек. Только одному участнику не хватает пары.)Вопрос ведущего: Почему вы не в команде?
-Скажите, как вы чувствуете себя, находясь в одиночестве, будучи не со всеми?
(ответ участника)
Ведущий (обращается к участникам): Что мы должны сделать, чтобы поддержать этого человека? (ответы педагогов) А если в коллективе детей есть ребенок с ВИЧ, с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)?
Какими будут наши действия? (ответы педагогов)
Я вам желаю, чтоб в каждом вашем сердце горел огонек милосердия и сочувствия к таким людям.
Ведущий: -Мы пришли к выводу, что мы все разные, но хотим общаться, дружить, быть вместе, не смотря ни на что. Всех детей мы принимаем как равных друг другу, т.есть проявляем толерантность.
7. Ролевая игра «Умей сказать «Нет»
Ведущий: Плыть по течению всегда легче, чем против него. Противостоять давлению всегда тяжело, но если ты твёрдо знаешь, чего хочешь достичь, ты сможешь преодолеть любые препятствия.
Следующее упражнение поможет нам задуматься над собственными жизненными целями.
-Некоторые люди по слабости или безволию становятся рабами вредных привычек.
Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство?
Здесь может быть только один ответ:
Участники: Надо научиться говорить…..НЕТ!
Гости из туристского агентства «Темное царство» предлагают вам 10 способов, как попасть в «Темное Царство».
Но мы-то, с вами знаем, что попасть в это царство легко, но выбраться из него очень трудно. Поэтому на все эти призывы у нас один ответ…..нет!
Если вам скажут , что……
- Курить – это современно и круто!
нет
- Курение, алкоголь, игра, наркотики – это лекарства от скуки
нет
- Курение успокаивает нервы.
нет
- Наркотики делают человека свободным и счастливым.
нет
- Играй и выигрывай, ты можешь стать миллионером.
Нет
- Сытнее поесть, подольше поспать – это полезно?
Нет
-Спорт и зарядка – это утомительно!
Нет
Встать
Ведущий: И как сказал один мудрец: «...И было человеку дано: совесть, дабы он сим изобличил свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и Доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идёт на пользу ближним».
Поэтому мы ведем здоровый образ жизни, учим наших детей вести здоровый образ жизни и искореняем вредные привычки.
8. Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы с пользой провели время, стали чуть ближе друг к другу.
Ведь всегда большое складывается из малого, собирается из зернышек.
Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Одно из таких зернышек мы сегодня посадим в землю и скоро оно даст всходы.
Педагоги «садят зерна здоровья со словами: «Я хочу быть здоровой и я буду такой!»
9. Притча «Счастье или здоровье?»
Сегодня я хочу поделиться с вами очень мудрой и поучительной притчей «Счастье или здоровье?».
В эту притчу заложен глубокий смысл, применимый и в современных реалиях.
Задумайтесь на минутку о ее смысле, и возможно тогда, вы сможете сделать правильный выбор.
Притча «Счастье или Здоровье?»
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
— Я важнее!
— Почему?
— Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.
— Каждый также хочет быть здоровым.
— Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.
— Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?
— Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье?
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
Трудно поспорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье - человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, на успешную личную жизнь. Нет здоровья, так и топчется человек на месте, теряя то, что у него было.
9. Интервью (рефлексивный круг)
Ведущий:
Вот и закончился наш семинар. Надеюсь, что он был полезен для вас, и каждый из вас может сделать свой выбор, подвести итог. Для того, чтоб вам было легче, я подготовила вам фразу, предлагаю вам закончить ее:
«Сегодня я задумалась о…» или «Наше занятие помогло мне понять, что…» (воспитатели по очереди заканчивают фразу).
-Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих, занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!
Надеюсь, что знания, полученные на семинаре, найдут свое продолжение в вашей жизни.
Будьте здоровы и счастливы!
10.Раздача памятки «Рецепт долголетия»
Ведущий: Спасибо всем за участие.
Приложение 1
Анкета « Что Вы знаете о ВИЧ-инфекции?»
Вашему вниманию предлагаются вопросы.
Укажите, пожалуйста, ответы, которые на Ваш взгляд, являются правильными.
1. ВИЧ-инфекцию вызывает
- вирус - бактерия - грибок
2. Излечима ли ВИЧ-инфекция
- да - нет - не знаю
3. Можно ли заразиться ВИЧ-инфекцией, используя одну и ту же посуду?
-нет -да - только в том случае, если не мыть посуду
4. Могут ли переносить ВИЧ-инфекцию насекомые?
- нет - да - только комары
5. Назовите пути передачи ВИЧ: ____________________
6. Какие меры профилактики ВИЧ-инфекции Вы знаете?
- ватно-марлевая повязка;
- избегать рукопожатия с малознакомыми людьми;
- нанесение татуировки и пирсинга только в специализированных салонах;
- использование презерватива;
- не держаться голыми руками за поручни в транспорте;
- отказ от употребления наркотиков;
- противозачаточные таблетки;
- не посещать общественные туалеты и бани;
- воздержание;
- пользоваться средствами от укусов комаров;
- верность одному партнеру;
- умение сказать «НЕТ» в ситуациях выбора;
- где одним из вариантов является рискованное поведение.
7. Через какой промежуток времени пocлe предполагаемого заражения следует обращаться по поводу обследования на ВИЧ-инфекцию?
- через несколько дней,
- через один год,
- через 3-6 недель,
- через 3-6 месяцев,
- не знаю.
8. Где можно обследоваться на ВИЧ?
- в медицинском пункте учебного заведения;
- в поликлинике;
- в отделе профилактики ВИЧ/СПИД;
- в кожно-венерическом диспансере;
- у нас в городе таких мест нет;
- не знаю.
9. Как необходимо относиться к лицам, зараженным ВИЧ?
- изолировать в специальных медицинских учреждениях;
- изолировать в специальных местах поселения;
- они должны находиться в обществе при условии соблюдения мер личной гигиены;
- они должны находиться в обществе при условии обеспечения специальными рабочими местами и местами проживания;
- они могут находиться в обществе без вышеперечисленных ограничений.
10. В какой возрастной группе в Республике наибольшее количество ВИЧ-инфицированных людей?
-15-19 лет, -20-24 года,- 25 -29 лет
Приложение 2
Д..иж..н..еП..т..н..еС..нР..ж..мЗ..р..д..аЗ..вт..акЧ..с..отаБ..сс..йнПр..г..лка..т..ыхПриложение 3
«Сегодня я задумалась о…»
«Наше занятие помогло мне понять, что…»
Приложение 4
Рациональное, полезное, витаминное питание
Отдых
Физическая культура,
спорт, движение, закаливание


Положительные
эмоции
Личная гигиена


ЗДОРОВЬЕОтказ от вредных привычек
(алкоголь, курение, наркотики)