Конспект урока по истории Казахстана Государства на территории Казахстана в 13-15 вв


Дата 9.03.2017 г.
Класс 7 класс
Предмет История Казахстана
Тема урока Государства на территории Казахстана в 13 веке- первой половине 15 века.
Цели урока Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников творческого, критического мышления.
Обеспечить активное участие самих учащихся в решении целей урока.
-Все учащиеся расскажут о том, какие государства и когда существовали на территории Казахстана в 13-15 веках.
-Большинство учащихся смогут характеризовать государства по плану, смогут сравнивать и различать историю этих государств, знают исторические личности, связанные с этими государствами, термины по теме.
-Некоторые учащиеся смогут комментировать исторические документы, давать характеристику историческим личностям.
Результат обучения Учащиеся рассказывают о государствах, которые существовали на территории Казахстана в 13-15 веках, характеризуют личности, сыгравшие определённую роль в истории государств. Учащиеся смогут отвечать на вопросы по теме и выполнять задания разного уровня сложности, знают термины по теме.
Тип урока Урок обобщения темы.
Методы Самостоятельная работа, описание иллюстраций, эвристические методы, приёмы развития критического мышления: мозговой штурм, проблемные вопросы.
Формы проведения урока Работа в группах, парах, индивидуальная работа. Фронтальная.
Межпредметная связь Всемирная история
Оборудование, наглядные пособия Карта Казахстана, эпиграф, иллюстрации, карточки для работы в группах, раздаточные листы с заданиями. листы оценивания, ватман, фламастеры, клей, учебник.
Литература Учебник « История древнего Казахстана для 7 класса С. Жолдасбаев.

Эпиграф урока: « Правильно понятая и познанная история – это фундамент прогрессивных преобразований в 21 веке». Н. А. Назарбаев


Ход урока.
I.Организационный момент. Психологический настрой. ( 5 мин)
Учитель: Один никому не известный грек по имени Герострат желал любым способом прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление, поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе.
Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто оставляет менее заметные, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. - Ребята, а как можно еще прославиться?
- Надеюсь, что каждый из вас сегодня прославиться хорошими отметками, знаниями по истории.
Учитель: Посмотрите на доску, как называется тема урока?
Учащиеся называют тему.
Учитель: Назовите, какие государства существовали в это время на территории Казахстана?
Ответы учащихся и показывают на карте.
Учитель: Чтобы хорошо понять следующую тему об образовании Казахского ханства, мы хорошо должны знать тему, которую сегодня будем повторять. Н.А. Назарбаев сказал такие слова « Правильно понятая и познанная история – это фундамент прогрессивных преобразований в 21 веке». О чём его слова?
Сегодня мы свами совершим путешествие по этим государствам на нашем воздушном шаре за 45 минут. Для оценивания свой работы вы получаете листы оценивания, в которых будете фиксировать результаты вашей работы как индивидуально, так и в группе.
II. Этап обобщения темы.
Задание. Блиц –опрос: Фронтальный опрос. « Монгольская империя» За каждый правильный ответ вы ставите себе один балл. (5 мин)
Настоящее имя Чингисхана?
В каком году Чингисхан создал Монгольскую империю?
Как называется закон Чингисхана?
Из какой страны монголы привезли стенобитные орудия, камнемётные и огнемётные?
Какой город оказал шестимесячное сопротивление монголам?
Как звали сыновей Чингисхана?
Что такое Мавераннахр?
Каким путём было захвачено Семиречье, мирным или вооружённым?
Как монголы относились к религиям других народов?
Кто из сыновей Чингисхана возглавил Монгольскую империю после его смерти?
2.Учитель: Первое задание игра «Крестики-нолики». Учитель: Ребята, прослушайте отрывок из исторического произведения и определите, о каком государстве говорится в нём? « Смута настала в Идиль-стране. Гибли в междоусобной войне множество отцов и детей. Как предсказал муж Идегей, тёмный день на землю пришёл. Сотворенный Чингизом престол стал престолом, где кровь лилась, ханский дворец исчез из глаз. Край разорённый стал пустым. Отошли друг от друга тогда Аждаркан, Казань и Крым.»Учащиеся: В этом документе говорится о Золотой Орде.
По вопросам мы повторим государство Золотая Орда. (Класс делится на две команды. Команды выбирают карточку : крестик или нолик. Называют цифру и отвечают на вопрос, ставят свой знак.) (7 мин)Племена Личности Государства
Дата Гвоздь программы Термин
60 секунд Территория Чёрный ящик
Племена. Какие племена составляли большинство в Золотой Орде? (Кыпчаки)
Дата. В каком году была образована Золотая Орда?
60 секунд. За минуту надо написать всех ханов, которые правили в Золотой Орде?
Личности. Как звали отца основателя Золотой Орды?
Гвоздь программы: Сколько лет длились походы хана Бату, в результате которых образовалась Золотая Орда?
Территория. До какой территории дошла территория Золотой Орды на западе?
Государства: На какие государства распалась Золотая Орда в середине 15 века?
Термин: Чем занимались везиры?
Чёрный ящик. Что находится в ящике. Для чего служил этот предмет Пайцза.
3.Учитель:Давайте напомним, какие государства существовали на территории Казахстана в 13-15 веках? Для выполнения следующего задания класс делится на 4 группы. Тему для работы выбираем путём жребия. Ак Орда, Моголистан, ханство Абулхаира, Ногайская Орда( Класс делится на группы при помощи карточек, на которых написаны названия государств)
1. Группы получают задания на карточках и выполняют задания. (Время для работы 7минут) (Приложение 1)
1 Нанесите на контурную карту территорию государства. Подпишите границы.( Реки, горы и т.д.) 2 Напишите годы существования государства. 3 Обозначьте столицу и подпишите название. 4 Выберите из предложенных ханов тех, которые жили в «вашем» государстве. 5 Чем закончилось существование государства? 4.Игра «Лото». Я читаю карточку, на которой написано событие. Карточку забирает та группа, с чьим государством это событие связано и приклеиваете на свой кластер. (Приложение 2) (8 мин)
Племена, проживающие в этом государстве сыграли важную роль в формировании и зарождении Казахского народа.
Это государство большую часть времени своего существования вело борьбу с эмиром Тимуром.
Государственная религия- ислам.
В это государство откочевали племена во главе с Кереем и Джанибеком.
Из этого государства переселились Керей и Джанибек.
Из этого государства сбежал Тохтамыш и спасся у эмира Тимура.
В этом государстве проходила Батпактинская битва (Грязевая битва).
Столицей этого государства был город, который был во много раз больше и красивее европейских городов, располагался на реке Яик.
Это государство называлось по другому « Мангытский юрт».
Это государство называлось « Улус Шайбани», «Узбекский улус».
В этнический состав этого государства входили 92 рода и племени.
Хана этого государства поставил на трон эмир Пуладчи из племени дулатов.
5.Презентация кластера. Один ученик от группы защищает кластер. Остальные внимательно слушают и потом оценивают кластеры при помощи стикеров. (10 мин)
6.Работа с терминами. Каждая группа получает карточки с терминами по определённой теме. Соотнесите карандашом правильно термины и определения. ( Приложение 3) ( 3 мин)
1.Социальная структура.
2.Земельные владения.
3.Налоги.
4. Государственно-административное устройство.
1 2 3 4
Хан-глава государства. Инджу- земли наследников Чингисхана. Тагар-налог для снабжения войск. Улус – государство, страна, народ.
«Бек- титул высших государственных чиновников. Вакуф – земли мусульманских религиозных учреждений. «Зякет»- налог со скота. Атабеки- воспитатели наследников.
«Бахадур» - военачальник. Сойюргал- земли служащим, не передающиеся по наследству. «Харадж» - налог с городского и оседло-земледельческого населения. Даруги- ханские наместники в городе, местности, собиравшие налоги.
Карача – простолюдины. Государственные земли- владения ханов. Согым- мясо на убой. Жасаулы-дружинники,
За каждый правильный ответ- 1 балл заносится в лист оценивания.
III. Заключительный этап.
Учитель: Ребята, достигли мы цели нашего урока? Как мы их достигли? На следующий урок по этой теме у нас будет итоговый тест, который покажет, как вы усвоили тему.
Рефлексия: Учащиеся вешают свои стикеры на лестницу успеха. То, чего они достигли на уроке.
Дом. задание: Подготовиться к контрольной работе по теме.