Статья на тему ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КИНОИСКУССТВА


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КИНОИСКУССТВА
А.В. ПутинцеваОбразовательная политика Российской Федерации предусматривает формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. Согласно Указу Президента Российской Федерации 2016 год объявлен Годом российского кино. Проведение года российского кино по замыслу правительства является логичным продолжением государственной политики по популяризации, повышению качества и общественного значения еще одной из важнейших гуманитарных отраслей.
«Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных событий» [3]. В современной киноленте одновременно наличествуют как минимум три типа повествования: изобразительное, словесное и звуковое. Не случайно про кино говорят, что оно обладает особой «многослойностью» восприятия [2].
По мнению H. Ю. Сергеевой, кинофильм — это синтез разных видов искусства: литературы, театра, изобразительного искусства, музыки, фотографии. Названные виды искусства в кинофильме интегрируются и дополняют друг друга, усиливая действие на человека [2]. Различные функциональные возможности экранных искусств в жизни современного общества выявляют многоаспектность кинематографа. В Энциклопедическом словаре кинематография характеризуется как отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, как вид искусства. Кинематограф создает благоприятные возможности для реализации совокупного социального опыта зрителя, для осуществления различных функций средств кино.
Произведения киноискусства – прекрасное средство развития чувств. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Кинофильм может произвести на аудиторию школьников более сильное впечатление, чем устный рассказ. Восприятие фильма – творческий процесс, в нем активно участвуют мышление, воображение, память, эмоции. Это своеобразное сотворчество для юного зрителя. Чем богаче внутренний мир человека, тем тоньше, многообразнее, многомернее его восприятие картины.
Кино является самым массовым видом искусства и оказывает колоссальное воспитательное влияние на подрастающее поколение.
Вот некоторые особенности киноискусства, которые характеризуют его возможности как педагогического средства.
Кино наиболее органично вписывается в контекст современной культурной ситуации. Текст кино значительно легче «прочитать»: он близок, понятен, почти ощутим. Кинозритель находится в совершенно новых условиях восприятия: от предмета, от видимого движения он переходит к его осмыслению, к построению внутренней речи (это иной тип работы мозга). Именно кино становится для молодого человека каналом интенсивного познания жизни. Мышление современной молодежи более динамичное, ракурсное. Молодежь чаще мыслит «картинками-кадрами», сюжетно связанными между собой. Отсюда и массовость кино, и возможность его педагогического использования даже с неискушенным в области искусства человеком.
Кино обладает предельной степенью наглядности. Кинофильм дает «готовые» к непосредственному восприятию образы, на которые человек легко откликается. Киноизображения передают зрителю ощущение правдивости происходящего на экране, внушают веру в подлинность образов и событий. Фильм наглядно демонстрирует модели поведения в вариативных условиях («как в жизни», по сути, — воспитательная ситуация в действии). Образцы, ценности, идеи фиксируются зрителем как на сознательном, так и бессознательном уровне.
Кино — это истории о людях и уникальная возможность приблизиться к «внутренней жизни» человека. В этом заключен глубокий педагогический смысл. Эмпатийный потенциал киноискусства учит «вчувствоваться» в другого человека, помогает развивать и усиливать внимание к многоплановому пространству человеческой жизни. В фильме в концентрированной форме выражено то, о чем мечтают и чего боятся многие люди. Зритель проецирует свои переживания, отношения, мысли, чувства, психологические затруднения на полотно картины, и это позволяет ему разглядеть перипетии собственной жизни, увидеть себя как бы со стороны. Механизм идентификации позволяет отождествить себя с каким-либо героем, увиденным экране, «пожить» его жизнью за время фильма. Психологический эффект достигается еще и потому, что человек, просматривая фильм, зачастую «проживает» те чувства, которые не находят выражения в его реальной жизни. Кино обогащает эмоциональную палитру внутреннего мира человека.
Кроме того, кино — один из немногих способов достоверно рассказать о душевной боли. Прекрасно вербализуются факты, но только не боль и переживания. Для таких чувств нет слов — есть только актер и мизансцена. Эмпатийное вчувствование в переживания киногероев ведет к менее болезненному постижению собственных чувств. Отвлеченность примеров и возможность обучаться на «чужих ошибках» делают кинофильм великолепным педагогическим средством.
Кино обладает неповторимой способностью исследовать временные соотношения. За счет пропуска значительных по длительности периодов жизни время в кино «сжимается». Монтажное сочетание кадров порождает эффект непрерывности действия: за полтора часа перед зрителями проносятся десятки лет. Это свойство кино обеспечивает уникальную возможность проследить причинно-следственную связь событий, понять причины тех или иных поступков людей, увидеть, к каким последствиям могут привести определенные действия, как развиваются истории отношений. Если изобразительное искусство запечатлевает на холсте лишь мгновение и зритель сам в своем воображении домысливает событийный ряд, то в кино мы имеем возможность посмотреть на то, что было до и после события, оценить последствия, осмыслить причины.
Возможности педагогического применения видеофильма еще шире. Его можно остановить (чего не скажешь о реальной жизни) и поразмышлять о нравственном качестве того или иного поступка, дать версии, объясняющие поведение героя, провести детальный анализ отдельных эпизодов в отношениях причина — следствие, сделать прогноз явления, обсудить возможные следствия. Причем, с точки зрения участников, обсуждаются проблемы киногероев, а не их личные, что позволяет педагогу избежать прямого воспитательного воздействия.
Далеко не все фильмы, демонстрирующиеся на экране, можно отнести к понятию киноискусства, а лишь те, в которых сочетается высокохудожественная форма и глубокое гуманистическое содержание. В итоге общение с фильмом должно приносить юному зрителю эстетическое наслаждение, помогать формированию мотивационно-ценностных отношений школьников.
Кино самым непосредственным образом связано с общечеловеческой культурой, этапами ее становления и развития в жизни ребенка и подростка. Механизм воспитательного воздействия кинофильма меняется в зависимости от цели воспитательной деятельности, её формы, характера, времени проведения (учебные часы или внеучебные), от используемых педагогических форм и методов, выбор которых зависит от возраста учащихся их индивидуальных особенностей[1].
Очевидно, что художественное кино как педагогическое средство обладает мощным потенциалом. Однако в век информационной и технической доступности просто показать школьникам кино явно недостаточно. «Просто посмотреть» дети могут и самостоятельно. Педагогу необходимо организовать обсуждение, предварительную и дальнейшую работу с кинофильмом. Здесь встает проблема понимания педагогом целей данной работы и выборе подобающей им позиции. Он должен ответить на возникшие вопросы. Что выступает в качестве приоритетных задач? Искусствоведческие характеристики и художественно-эстетическая оценка произведения? Каково место и роль фильма в истории отечественного кинематографа? Познавательные или воспитательные задачи?
Таким образом, развитие личности гражданина, формирование нравственности и эстетического вкуса – вот сверхзадача педагога в воспитательной деятельности с обучающимися с применением средств кинематографа. Кинематография способствует формированию основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитию эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитию способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в нравственном пространстве культуры.
Библиографический список
Вайсфельд, И. Экран и наши дети. Разные стороны единого процесса / [Текст] // Проблемы современной кинопедагогики / Под ред. П. А. Черняева, И. С. Левшиной. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования РФ, 1993. – с. 7-25.
Сергеева, H. Ю. Использование педагогического потенциала кино в воспитательном процессе / [Текст] // Воспитание школьников. – № 2. – 2015. – С. 25-31.
Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года российского кино» от 7.10.2015 года № 503 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/78/534851.html