Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Маскина
ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский
Самарской области
Проект
«Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»
Автор работы: Ломоносова Алина
ученица 8 «в» класса
Руководитель: Саклакова
Татьяна Ромуальдовна,
учитель технологии
Клявлино, 2014г
Аннотация. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова
В работе проведено краткое описание проекта «мини-музей куклы в национальных костюмах», направленного на формирование основ национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.
Ключевые слова: проект, воспитание, мини-музей, национальные костюмы.
Наш Клявлинский район – многонациональный, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и представители различных национальных меньшинств. В 2002 г. это были представители почти 20 национальностей, из которых четыре – мордва, чуваши, татары и грузины – являются наиболее многочисленными. Не исключение составляет и наш 8-в класс.
В прошлом учебном году вместе с классным руководителем решили, что создадим в нашем классе мини-музей «Куклы в национальных костюмах», который поможет учащимся более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитать в детях дружелюбие между разными нациями.
Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать и в школах. Так, и мы не стали исключением и в октябре создали свой мини –музей «Куклы в национальных костюмах».
Именно многонациональность нашего класса и создание мини-музея послужило толчком для создания проекта «Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»»
Цель проекта: создать экспериментальный мини-музей в классе; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, освоения культуры малой Родины.
Задачи проекта:
- изготовит национальную одежду для кукол;
- познакомить учащихся с национальными костюмами разных народов;
- формировать основы национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;
- способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
Актуальность - данный проект позволяет познакомить учащихся с музеем национальных костюмов народов Клявлинского района; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Создание музея в стенах школы – дело увлекательное и интересное,
доступное каждому. Мы следуем совету В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными,
эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижение этического идеала.
Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства.
Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.
Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья – отголосок древней обереговой традиции.
Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.
Русские. Главным элементом русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором – кокошником ( рис16,17).
Чуваши. При изготовлении рубах и других деталей костюма самарские чуваши использовали белый холст – пир, крашенину, шелковые нитки, тесьму, позумент, бисер. Обязательной деталью костюма был передник. Головной убор – хушпу имеет шлемообразную форму и сочетает в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами (рис. 5, 6).
Мордва. Основу женского костюма Клявлинских эрзянок составляет рубаха панар, передник покрышка, украшенный бронзовыми пронизками, набедренник – пулакш. Последний представлял собой прямоугольное полотнище грубого холста, вышитое шерстью, обшитое кумачом, разноцветным бисером, металлическими бляшками и кистями из бисера. Края его обшивались бахромой из шерсти или шелка. Обязательной частью женского костюма был пояс – паро каркс. Старинным головным убором является чепец – сорока с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировался позументом, рядами блесток, цепочек (рис.9,10).
Татары. К нижней одежде относилась туникообразная рубаха – кулмэк их темно-красной или синей ткани. Эта рубаха носилась со специальными украшениями- изу. Верхняя одежда татарок –камзол на подкладе, сшитый из бархата, парчи, шелка, с короткими до локтя рукавами или без них. Головной убор – чэчкап – шапочка и накосник в форме чехла (рис.7, 8).
Украинцы. Рубаха с вышитым воротом, вокруг себя обертывают клетчатую каразею. На голове носят пестрые повязки, у которой позади вышитые лопасти (рис.1,2).
Казахи. Женский костюм состоял из платья- койлек. Рукава и подол украшались воланами. Поверх платья надевалибезрукавку из более плотной ткани, украшенную вышивкой или бисером. Традиционной частью костюма являлся пояс из кожи или ткани. Летом носили легкие шапки с меховой опушкой (рис.11, 12).
Грузины. Женский костюм состоял из рубахи и шелкового платья, надеваемого поверх, расшитого бисером. Оно подпоясывалось полосой ткани того же цвета. Головной убор представлял собой ободок, обтянутый шелком, к которому прикреплялась повязка (рис.3, 4).
Беларусы. В одежде преобладал белый цвет. Женская одежда состояла из рубахи, передника, юбки. Волосы убирали под платок (рис.14, 15).
Марийцы. Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток. Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет. Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами (рис.13).
ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ

Нитки шелковые.
Нитки хлопчатобумажные.
Мел портновский.
Калька.
Карандаш простой.
Картон.
Линейки.
Швейная машина.
Ножницы.
Булавки.
Набор швейных игл.
Утюг.
Бисер, монеты.
Бижутерия, подвески.
Тесьма.
Кружева.
Кусочки меха.
Шелковые ленточки.
Ткани.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изготавливаем выкройки
Выкраиваем детали
Стачиваем детали
Проводим влажно-тепловую обработку
Оформляем национальные костюмы
Одеваем кукол в национальные костюмы
ЛИТЕРАТУРА
Народная культура и традиции. Автор – сост. В. Н. Косарева -Волгоград: Учитель, 2012г.
Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

Рис.1

Рис. 2

Рис. 3
Рис. 4Рис.5Рис.6Рис.7Рис. 8Рис.9Рис 10Рис.11Рис. 12Рис.13Рис.14Рис.15
Рис.16
Рис 17