Практикум для родителей совместно с детьми Где спрятался звук для старшего дошкольного возраста


Практикум для родителей совместно с детьми
Тема практикума: «Где спрятался звук?» игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
Подготовила: учитель-логопед Подбородникова Т.В.
Цели и задачи:
Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и педагогом.
Пропагандировать психолого-педагогические знания среди родителей.
Обучить этапам работы по звуковому анализу.
Оборудование и материалы:
Выставка литературы по теме;
Памятка для родителей «Игры и упражнения по овладению звуковым анализом»;
Знаки-символы и картинки для проведения игр.
Участники: учитель-логопед, дети, родители.
Ход мероприятия:
Вступительная беседа: Фонематический слух-это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Он является всецело прижизненным образованием и формируется в определенной речевой среде и по законам этой среды. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; уже с первого месяца вырабатываются слуховые условные рефлексы, в 5-6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее-на ритм речи. Младенец начинает различать голос матери, музыку и т.п.
Без подкрепления эти рефлексы скоро угасают. Такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивает раннее развитие звуковой речи. Но пока это еще только различение не похожих по своему звуковому составу и ритмическому рисунку слов. При усвоении ребенком звуков речи чрезвычайно важным является осознание им фонематической значимости их. До 3—4 лет ребенок с трудом отвлекается от предметного содержания слова, чтобы сосредоточить свое внимание на его звуковой форме. Вначале он усваивает фонемы практически, но постепенно год за годом начинает постигать форму слова сознательно. Около пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребенка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте. Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется; непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко-слогового состава.
Дети:
осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,
обучаются выделению звуков из речи, из состава слова, понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последовательности,
овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», « звук», «буква».Естественно, что у детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры. Различная степень нарушения речевой функции делает необходимым использование разнообразных приёмов и методов при обучении детей звуко-слоговому анализу. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста часто спонтанно, сложным же формам звукового анализа детей нужно обучать специально. Различная степень нарушения речевой функции делает необходимым использование разнообразных приемов и методов при обучении детей звуко-слоговому анализу. В возрасте пяти-семи лет ребенок при соответствующем обучении может овладеть не только определением позиции звука в слове, но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Овладение звуковым анализом идет поэтапно:
1. Изучение гласных и согласных звуков с использованием символов.
2. Определение места звука в слове: начало, конец, середина.
3. Проведение звукового анализа и использованием фишек.
4. Обучение полному звуковому анализу слов.
Практическая часть:
-Уважаемые родители, цель нашего практикума на примере игр овладеть этапами звукового анализа. Проводить игры будут дети, овладевшие этими навыками.
1. Изучение гласных и согласных звуков с использованием символов:
- красный цвет – гласный звук,
синий цвет- твёрдый согласный звук,
зелёный цвет - мягкий согласный звук,
Игры на определение в словах гласных и согласных звуков
Игра «Утки и окуни».Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные 0 и У.
Ход игры.
Взрослые делятся на 2 команды - окуни и утки. Родители двигаются произвольно по площадке. Ребенок-ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным 0.
Играющие «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово со звуком У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает та команда, член которой ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Речевой материал: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.Игра «Сколько слов со звуком Ш?»Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры.
Ребенок-ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Взрослые получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
Вот девочка Марина,
А вот её машина,
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
2. Определение места звука в слове: начало, конец, середина.
Игра «Подарки гостям».
Ребенок представляет гостя занятия: (Матрёшку, Буратино, Карлсона, Золушку и пр.). Играющим предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.
Игра «Замкни цепочку».
Правило: Каждое последующее слово начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее слово.
Игра может быть устной, с перекидыванием мяча, в виде настольной игры с картинками.
3. Проведение звукового анализа и использованием фишек.
Игра «Звуковое дерево»
На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Играющим раздаются картинки. Взрослый определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово.
Игра «Сигнальщики»
У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном ведущим, первый звук звучит твёрдо, играющие показывают синюю карточку, если мягко показывают зелёную.
4. Обучение полному звуковому анализу слов.
Игра «Поймай звук»
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком).
Ход игры: Играющие стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Играющий ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову.
Подведение итогов: Дети участвующие в практикуме награждаются сладкими призами.
Родителям предлагаются памятки по этапам овладения звуковым анализом.