Мастер-класс по теме Использование кинематографа для формирования учебных навыков на уроках истории и обществознания


Мастер-класс
- Здравствуйте, уважаемые члены жюри , коллеги!
- Меня зовут Олемская Т.А. , я работаю учителем истории и обществознания в средней школе №11.
- 2016 год был объявлен в России годом КИНО. Под занавес уходящего года состоялась премьера нашумевшего фильма «ВИКИНГ». Отзывы о фильме самые разные. Большинство просмотров не вызвало восхищения зрителей, было много непонятного. На мой взгляд, это связано с незнанием истории. Но, несмотря на это, фильм вызвал огромный интерес зрителей.
-Как вы думаете, чем был вызван интерес к фильму «ВИКИНГ»? (историческая тематика, воссоздание в фильме картин из жизни Древней Руси, драматический сюжет).
- Интерес к отечественным фильмам с историческим сюжетом, несомненно, возрастает. Сегодна поговорим о роли кинематографа в формировании учебных навыков на уроках истории.
1) -Я предлагаю вам ответить на вопрос, что такое «КИНО». Для этого мы выполним задание, которое называется «СИНКВЕЙН».
1. Подобрать 2-3 существительных, близких по смыслу к слову «кино» (искусство, события, эмоции)
2. Подобрать 2-3 прилагательных, близких по смыслу к слову «кино» (творческий, интересный, художественный)
3.Подобрать 2-3 глагола, близких по смыслу к слову «кино» (показывать, смотреть, сопереживать)
4. Из записанных слов составить фразу «КИНО- это… (вид искусства, творческий труд по созданию интересных художественных образов, события на экране вызывают яркие эмоции, зритель смотрит кино и сопереживает его героям)».
Сравним результат со словарём: КИНО (КИНЕМАТОГРАФ) (с греч.)- это отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
2) – Я вас приглашаю в импровизированный кинозал ( 1-й кинофрагмент. Фильм «Ярослав Мудрый» (1981 г.))
- Я предлагаю кратко ответить на вопросы из приложения №1.
Если вопросы вызвали у вас затруднение, вы можете обратиться к дополнительному тексту.
Итак, ваши ответы. А на уроке я предлагаю учащимся составить свои вопросы по видеофрагменту.
Вопросы:
В каком веке происходят описываемые в фильме события?
С именем какого правителя они связаны?
Какие исторические события описаны (упоминаются) в фрагменте?
Каковы были последствия этих событий?
3) – Я предлагаю вам посмотреть ещё один видеофрагмент (2-й кинофрагмент. Фильм «Юность Петра» (1980 г.)).
-Мы обращаемся к историческому тексту, приложение №2.
-Задание: выбрать отрывок текста, один из трёх, который соответствует этому фрагменту.
1.«После смерти Фёдора Алексеевича новым царём по существовавшим порядкам должен был стать старший брат Петра – Иван. Однако он был болезненным и слабоумным подростком. Ближайшее окружение умершего царя Фёдора настояло на провозглашении царём десятилетнего Петра. Это было нарушением порядка наследования престола».
2. «В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско, которому было сказано, что истинного царя Ивана задушили бояре-изменники. Восставшие стрельцы двинулись к Кремлю, ими были убиты многие родственники Петра по линии матери. Стрельцы успокоились только после того, как им предъявили обоих наследников».
3. «Царями были провозглашены оба брата – Иван и Пётр. До их совершеннолетия правительницей назначалась их старшая сестра Софья».
4) –Перед вами исторический документ - приказ №227 от 28 июля 1942 г., известный как приказ «Ни шагу назад!».
Задание в приложении №3.
-Ознакомьтесь с документом и дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!». Почему она не может быть однозначной?
(В мае 1942 года советские войска перешли в наступление в районе Харькова, но потерпели тяжёлое поражение.
В конце июня германские войска устремились на юго-восток, заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась непосредственная угроза Сталинграду.
24 июля пал Ростов-на-Дону. Опасаясь потери Юга, Сталин издал приказ №227 «Ни шагу назад!»).
- Предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Они сражались за Родину!» (3-й кинофрагмент. Фильм «Они сражались за Родину» (1975 г.).
- Обратите внимание, что в приложении №3 даётся краткая аннотация к фильму.
5) – Исторических фильмов по Древней истории не так много, гораздо больше фильмов, которые посвящены современной истории.
Считаю, что фрагменты из фильмов могут быть использованы на различных этапах учебных занятий. Они позволяют расширить изучаемую тему, воссоздать в «движущихся изображениях» историю; фильмы вызывают неподдельный интерес к истории, способствуют закреплению материала. Опыт создания учениками видеороликов в нашей школе имеется.
6) Рефлексия.
- А теперь подведём итог.
Перед вами рефлексивная мишень и метки разного цвета. У каждого участника свой цвет.
Проанализируйте мастер-класс и поставьте свои метки в каждый сектор; чем ближе к центру, тем выше оценка.
- Спасибо за внимание!