Гиперактивный ребенок в школе


Гиперактивный ребенок в школе Педагог-психолог Филяева А.С. СДВГ – Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, повышенной двигательной активностью, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов, как правило с нарушениями процесса социальной адаптации ребенка. Гиперактивный ребёнок — импульсивен, он «сначала делает, а потом думает», вертится по сторонам, не может сосредоточиться, ему всё время нужно чем-то заниматься. Во время уроков он отвлекает других, не слушает учителя, перебивает, и иногда демонстрирует оппозиционное поведение. Дома у него всё валится из рук, разбросано и не убрано, вследствие безудержного и бесконтрольного поведения может быть повышен риск возникновения травм. Гиперактивный ребенок: независимо от ситуации, в любых условиях будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, он не «не хочет», а не может соответствовать социальным нормам и правилам (нарушения функционирования ЦНС).часто бывает раздражительным, вспыльчивым, эмоционально неустойчивымЕму свойственны импульсивные поступки: «сначала сделает, потом подумает». ярко выражен дефицит внимания. Пик проявления синдрома 6 – 7 лет Главные характеристики СДВГ:Нетерпеливость (особенно в ситуациях, требующих спокойствия);Тенденция переходить от одного занятия к другому (не завершая ни одного из них);Ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть (особенно ярко проявляется в организованных ситуациях: школа, транспорт и др.). Причины гиперактивности: Синдром гиперактивности может быть врождённым и приобретённым:Врожденный (причины: стресс и перенесённые инфекции матери во время беременности, травмы, полученные при рождении, или болезни и стрессы, перенесённые ребёнком в младенческом возрасте);Приобретенный (следует учитывать, что дети — это отражение проблем взрослых. Причины: микроклимат в семье, неправильная линия воспитания, условия проживания и др.).Здесь для родителей важно создать для детей спокойную, гармоничную среду, размеренную, с режимом дня, чёткими границами сна, отдыха и приёма пищи. Полноценный сон для такого ребёнка — залог более спокойного состояния. неправильное питание, дефицит питательных элементов, окружающая среда. Е104  - Может вызывать астму, сыпь и гиперактивность.Е107 - Может вызывать астму, сыпь и гиперактивность. Е110 - Может вызывать аллергические реакции, боль в нижней части живота, гиперактивность, крапивницу, отек слизистой носа, сужение бронхов. Потенциальный канцероген. Его связывают с задержкой роста, резкой потерей веса и учащением развития опухолей у животных. Е120 - Может усугублять гиперактивность, ринит, крапивницу и астму. Е122 - Способен провоцировать астматические реакции, гиперактивность, крапивницу и отеки. Е133 - Может вызывать гиперактивность, сужение бронхов (в сочетании с Е127 и Е132). С ним связывают хромосомные повреждения.Е142 - Может вызывать астму, сыпь и гиперактивность. В опытах на животных проявил себя как мутаген. Е210 , Е215 - Может вызывать гиперактивность и астму, особенно у людей, которые лечат астму стероидными медикаментами. Е250, Е251 - Может провоцировать гиперактивность и другие неблагоприятные реакции. НЕ СЛЕДУЕТ ЛЮБОГО ВОЗБУДИМОГО РЕБЕНКА ОТНОСИТЬ К КАТЕГОРИИ ГИПЕРАКТИВНЫХ! Основные критерии проявление СДВГ: невнимательность, сверхактивность, импульсивность. Невнимательн ость: – легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому (не доводит начатое до конца, имеет множество незаконченных проектов),- не может следить за своими вещами, часто их теряет (книги, игрушки, карандаши и др.);– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;– часто бывает забывчив. Сверактивность: Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, ребенок «извивается, корчится».Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.Ребенок всегда нацелен на движение.Очень говорлив. Импульсивность – отвечает до того, как его спросят, не задумываясь над вопросом, не дослушав его до конца;– не способен дождаться своей очереди, особенно в ситуациях требующих дисциплины;– часто вмешивается, прерывает;– наблюдаются резкие смены настроения;– не может отложить вознаграждение (требует сразу и сейчас);– не подчиняется правилам (поведения, игры);Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, может проявлять агрессию;– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет). Варианты синдрома: синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;синдром дефицита внимания без гиперактивности;синдром гиперактивности без дефицита внимания.40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек. Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок не может самостоятельно справиться со своими проблемами. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Особенности развития гиперактивного ребенка: Особенности мышления: «линейность» (интеллектуальный анализ производится в одном направлении и по одному параметру), центрированность, однонаправленность, необратимость операций. Помощь – опора на наглядность (т.к. хорошо развито визуальное мышление).Побуждение и мотивация: мотивационная сторона деятельности не сформирована, не хватка побуждений (нуждается в сильной внешней стимуляции). Эмоциональное развитие: отстает в эмоциональном развитии и медленно взрослеет (основные проявления – вспыльчивость, раздражительность, несдержанность, стремление к лидерству).Несоответствие развития и интеллектаРаздражительность и эмоциональная лабильность: свойственно очень переменчивое настроение, непредсказуемость в эмоциональных и поведенческих проявлениях.Мир полон раздражителей: отсутствует избирательность эмоциональных предпочтений, на все раздражители реагирует одинаково.Система интересов Коррекция гиперактивного ребенка должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь ему справиться с трудностями в обучении:1.     Изменение окружения:Учет индивидуальных особенностей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;Построение индивидуальной работы. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;Обязательное включение физкультминуток;Разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и осуществлять физическую разрядку (выйти из класса, побегать и др.);Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения;Избегайте повторения слов «нет», «нельзя», напрасно не угрожайте наказанием; добивайтесь от ребенка выполнения каждого задания. Направляйте энергию гиперактивного ребенка в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д. 2.     Создание положительной мотивации на успех:чаще хвалите гиперактивного ребенка, когда он этого заслуживает (подчеркивайте его успехи);ребенок нуждается в четком распорядке дня (расписание уроков должно быть постоянным);избегайте завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку;вводите элементы проблемного обучения на уроке;используйте на уроке элементы игры и соревнования;давайте задания в соответствии со способностями ребенка (одно задание за определенный промежуток времени);большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;стройте процесс обучения на положительных эмоциях;помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! 3.     Коррекция негативных форм поведения:обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;используйте тактильный контакт;регулируйте взаимоотношения гиперактивного ребенка с одноклассниками.4.     Регулирование ожиданий:объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми;объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от медицинской и психолого-педагогической коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку. Главные ошибки взаимодействия с гиперактивным ребенком: Вседозволенность с чрезмерной жалостью;Повышенные требования в сочетании с пунктуальностью, жесткостью и пунктуальностью.Главная особенность обучения ребенка с СДВГ: деятельность ребенка должна быть успешной, а поставленная цель - достигнутой. Во время урока: Уделяйте особое внимание индивидуальной работе;По возможности, игнорируйте вызывающие поступки ребенка;Ограничьте отвлекающие факторы (оптимальное место ребенка: в центре класса, на против доски);Учебные занятия должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку;Задания на уроке должны иметь наглядное подкрепление;Большое задание предъявляйте в виде последовательных частей, контролируйте ход работы, внося коррективы;Предусматривайте время для двигательной «разрядки»;Используйте методики блиц-опросовПредоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к случае затруднений. Осуществляйте пошаговую коррекцию (нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи как: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.) Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке "Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача." Ребенок больше всего нуждается в вашей любви и понимании как раз тогда, когда он меньше всего этого заслуживает. (Э.Бомбек)