Открытка в современном мире

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
Секция: «Изобразительное искусство»
«Открытка в современном мире»



Автор: ученица 9 «Б» класса МБОУ СОШ №6 станицы Мингрельской, Абинского района Краснодарского края Плотко Александра Эдуардовна

Научный руководитель: учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №6 станицы Мингрельской, Абинского района, Краснодарского края Луговая Наталья Викторовна




Город Абинск 2012 год

(Изобразительное искусство)  ПЛОТКО Александра Эдуардовна                  Краснодарский край, ст. Мингрельская,                  МБОУ СОШ № 6, 9 «Б» класс                  ОТКРЫТКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ                  Научный руководитель: Луговая Наталья Викторовна,
учитель ИЗО, МБОУ СОШ № 6

Аннотация.

Цель работы: создать нежный образ – открытку, которая будет подарена маме на 8 марта
Задачи:
-выбрать стиль, в котором будет сделана открытка; подобрать материалы;
-выбрать формат открытки и наиболее выгодную композицию; смастерить открытку;
-оценить результат.
Предмет исследования: открытка
Методы исследований: изучение литературы.
Работа посвящена комплексному изучению существующих стилей и направлений оформления открытки, психологическому воздействию цвета на человека.
Изучив и проанализировав стили, я пришла к выводу: что сделаю открытку, смешав два стиля: «Европейский» с его лаконичностью форм и «Шабби шик», обладающий романтикой и нежностью.
Немало времени я потратила на выбор варианта оформления открытки. Проанализировав варианты, сделала вывод: что композиция под № 2 отражает мой общий замысел, смориться едино, ничего из нее не «выпадает». Остановив свой выбор, я приступила к осуществлению идеи.
Данная тема творческого проекта помогла мне воплотить свои замыслы, сделать открытку индивидуальной, передать с ее помощью задушевное и приятное пожелание. Я получила всю полноту эмоций от творческой работы. В дальнейшем я намерена создавать универсальные открытки, которые можно будет дарить к разным событиям, они дадут мне возможность безграничной творческой фантазии.

Содержание.
Введение.
1.История создания открытки.
2.Стиль открытки.
2.1.Выбор стиля.
2.2.Цвет открытки
2.3Материалы
2.4.Варианты оформления открытки
3.Последовательность выполнения.
4.Экономический расчет.
5.Заключение.
6.Литература.
7.Приложение.

(Изобразительное искусство)  ПЛОТКО Александра Эдуардовна                  Краснодарский край, ст. Мингрельская,                  МБОУ СОШ № 6, 9 «Б» класс                  ОТКРЫТКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ                  Научный руководитель: Луговая Наталья Викторовна, учитель ИЗО, МБОУ СОШ № 6

Введение
Я с детства увлекаюсь рисованием и делаю подарки своим родным в виде рисунков и открыток. Таким образом, я выражаю свою любовь и внимание к близким. Я делала открытки к разным праздникам.(Приложение I-VIII). Повзрослев, я не оставила своего увлечения. Мне всегда хотелось оригинально и своеобразно поздравить близких людей с праздником. Но, не всегда готовые открытки соответствовали моим ожиданиям, они не в полной мере выражали мои чувства и поздравления к получателю. Поэтому передо мной возникла проблема: как выразить в открытке свое отношение к близкому мне человеку. И я поставила перед собой цель – создать нежный образ – открытку, которую подарю маме к 8 марта. Для того чтобы добиться цели, я определила основные задачи:
-выбрать стиль, в котором будет сделана открытка;
-подобрать материалы;
-выбрать формат открытки и наиболее выгодную композицию;
- смастерить открытку;
-оценить результат;
1.История создания открытки.
Чтобы верно определить назначение открытки, вложить в свою будущую открытку смысл я обратилась к истории создания открыток.
Понятие «открытка» обычно рассматривается как художественно оформленный почтовый бланк. В специальной литературе[1] под «открыткой» подразумевается листовое изобразительное издание установленного формата. Лицевая сторона открытки несет на себе изображение, а оборотная (или адресная) предназначена для почтового сообщения и текста, поясняющего изображение.
Из истории я узнала, что своё начало открытка берёт в далеком Китае, где уже вторую тысячу лет в первый день нового года китайцы отправляют свои поздравительные карточки с различными пожеланиями тем, кого не смогли повидать на праздник.[2]
Самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована XV веком. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.[2]
Перебирая много статей об открытках, я обратила внимание на следующую историю: Английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне. Открытки, о которых говорится выше, были первыми печатными открытками, разработанными в 1840 году. На карточке размером 12*7 см художник изобразил семью, сидящую за праздничным столом, дополнив подписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». [2]
Русские купцы с удовольствием покупали цветные картинки и наносили потом на них поздравительные надписи на русском языке. Бывали случаи, когда открытка выполняла и рекламную функцию, то есть её прикладывали к какому-нибудь дорогостоящему и изысканному товару, напоминая о его создателе[3]. В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. В их создании принимали участие такие художники, как Л. Бакст, И. Билибин, А. Бенуа, К. Маковский, Н. Рерих и прочие. В сюжетах истории поздравительной открытки господствовал русский стиль с заснеженными избушками, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми.
Именно с 1898 года начался так называемый золотой век открытки, продлившийся два десятилетия до 1918 года. [4]
После революции открытку посчитали привилегией буржуа, и она практически исчезла с прилавков, но во время Великой Отечественной войны новогодние поздравления вернулись, так как они помогали поддерживать дух бойцов в то суровое время. Первые советские открытки были изданы ограниченным тиражом к Новому 1942 году. А в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток - солдаты и офицеры посылали их из освобожденных стран Европы.
Так или иначе, руководство страны Советов решило начать выпуск собственных "идеологически выдержанных" открыток. Массовое же их производство началось только в 50-х годах. Советские открытки разделили на три группы: "пропагандистские", "антиалкогольные" и "новогодние". Они создавали образы тех, кто совершал трудовые подвиги, разоблачали разжигателей войны и боролись за мир во всем мире. А иногда, шутливо замечают коллекционеры, на советских открытках Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он - и железнодорожник на БАМе, и летает в космос, и плавит металл, и работает на ЭВМ и прочее. Руки у него постоянно заняты делом - возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже нес мешок с подарками. Только несколько лет спустя вернулись на свои привычные места радушный Дед Мороз и милая Снегурочка.[5]
Я пришла к выводу, что и сегодня открытки часто дарят лично. Получать поздравления и поздравлять самому всегда приятно, открытка в этом неизменный помощник. Она передаст задушевное и приятное пожелание близким родственникам и друзьям, которое иной раз и не выразишь в устной речи. Этот не большой листок хранит и передает эмоции. Вновь читая их, погружаешься в атмосферу праздника. А графическое оформление делает её выразительной, нарядной и мы получаем всю полноту эмоций. Поэтому открытка составляющая часть общения. Однако все это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки - того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности. А чувства - это наша жизнь и, не смотря не на какие средства связи, люди вновь и вновь обращаются к открытке.
2.Стиль открытки.
Перед тем как приступить к работе я изучила стили, в которых выполняют открытки.
2.1. Выбор стиля.
Vintage (Ложностаринный стиль). Винтаж  предполагает оформление открытки в старинном стиле, в котором присутствует эффект игры со временем. В процессе изготовления такой открытки пригодится все, что вы сможете найти в семейных архивах и шкатулках. Вполне применимы и материалы современного вида, при условии, что они не слишком авангардны. [6]
-Heritage (Херитаж Наследие). Используется для оформления старинных фотографий. Характерная особенность   использование цветовых гамм, характерных для тех периодов, из которых заимствованы фотографии.[6]
European. Европейский стиль, основной признак  строгость и сдержанность. Обычно отличается минимумом украшений.[6]
American. Американский – этот стиль принято считать «классикой жанра» благодаря повсеместному распространению и простоте исполнения. При изготовлении такой открытки используется много украшений, которые зачастую даже перетягивают все внимание на себя. [6]
Shabby chic (Шабби шик - Потёртый шик) Также известен как «ложностарый», «ложноиспользованный» с элементами шика. Основное отличие от других стилей  использование состаренных, с эффектом продолжительного использования, элементов: ленточек с разлохмаченными краями, надорванной бумаги, с различными потертостями. В качестве фонов чаще всего используются умеренные цвета (нежно-розовые, салатовые, пастельные).[6]
Free style (Свободный стиль). Многие элементы делаются вручную - текст и заголовки написаны от руки, много всяких каракулей и элементов, опять же нарисованных своей рукой. Смешение стилей, разных техник и материалов, на первый взгляд вроде бы несочетаемых. Здесь главное - раскрепостить себя и проявить всю cвою фантазию[6]
Clean and Simple (Чисто и Просто). Используется минимум простых украшений. Главное отличие от других стилей  «квадратность» его элементов, четкость линий, простой графический подход, единый используемый шрифт.
Я заранее решила, что сделаю открытку к Международному женскому дню, поэтому смешаю два стиля: Европейский с его лаконичностью форм и Шабби шик, обладающий романтикой и нежностью.[6]
2.2.Цвет открытки.
Пастельные цвета создают мир мягкой элегантности, радости и невинности
Светло-голубой. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он создает атмосферу безопасности и доверия. Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие. Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность. Ключевые значения и символика: ветер, небо, чистота, искренность, разговор,. мир, глубина.[7]
Белый.  Белый цвет спокойствия, чистоты и безмятежности. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение. Его ключевые значения: свет, покой, сосредоточенность.[7]
Розовый.  Розовый цвет символизирует радость, юность, доброту, дружелюбие, женственность. Как и красный это цвет любви и цветов. Также можно сказать, что розовый это цвет мечты и надежды.[7]
Жемчужный цвет. Символизирует роскошь и придает силы. Свойства этого цвета исходят из самого жемчуга: он открывается тогда, когда ему самому нравится то, что происходит вокруг, отсюда его замкнутость, загадочность внутренняя теплота. [8]
Моя открытка сделана в пастельных цветах, потому что они не кричащие и не агрессивные, они спокойные, но не тихие. Пастельные цвета также подошли мне, потому что они очень нравятся моей маме (они такие же спокойные и нежные как она) и отлично передают мое отношение к ней. А жемчужная бусина придает открытке роскошь и элегантность.
2.3.Материалы.
Для открыток я использую самые простые материалы: обрезки от обоев, фетровая бумага от цветочной упаковки, старые бабушкины кружева, пробники бумаги, лоскуточки, пуговички и стразы. Вобщем то, что найду дома. Ориентируясь на выбранное цветовое сочетание, я приступила к поиску материала. Для новой открытки я выбрала следующие детали: голубые обои, розовый фетр, пробники бумаги фирмы «Берег», белое кружево, белая акварельная бумага, обои с эффектом потрескавшейся штукатурки, жемчужная бусина, объемный скотч, черные тени для век.
2.4.Варианты оформления открытки.
Из множества расположений на открытке бабочек, цветочков и ленточек я выбрала три лучших :


Вариант 1.
Выгодно получилось, что цветочек находиться в центре, и окружен бабочками, но надпись с поздравлением совсем выпадает из общей композиции.
Вариант 2.
Цветок и надпись являются вершиной композиции, внизу их «поддерживает» кружево, композиция смориться едино, ничего из нее не «выпадает».
Вариант 3.
Подпись с поздравление находиться в центре, но остальные элементы (бабочки, цветочек, кружево) разбросаны по всей открытке, поэтому композиция разваливается.

Вывод: для своей работы я выбрала вариант 2, потому что композиция отражает мой общий замысел, смориться едино, ничего из нее не «выпадает».
3.Последовательность выполнения работы.
Изначально у меня была задумка сделать композицию такую, как будто открытку разрезали пополам, потому что одна ее половина – это уже слаженная и завершенная композиция. Следуя этой идее, я сделала вот такой набросок:
Сначала я вырезала все детали, а потом только стала их склеивать. (Приложение IX ).Я вырезала из акварельной бумаги прямоугольник форматом 16x18 – это будет фон. Далее взяла обои голубого цвета и вырезала квадрат форматом 14x14. После вырезала фигуру по шаблону с обои белого цвета. Затем смастерила цветочек и вырезала бабочки по шаблону. С помощью черных теней для век сделала тонировку краев следующих деталей: голубого квадрата, фигуры из белых обои и листочка с надписью «Мои поздравления», это делается для того, что бы состарить эти элементы, что является основным условием стиля «Шаббби шик». После того, как все детали открытки были готовы, я склеила открытку по композиции варианта № 2.
4.Экономически расчет.
Затраты в моей работе составили только крепительные материалы – это объемный скотч(86руб. 10м), использовав 10 см, я потратила на всю работу 86 коп.
5.Заключение.
Данная тема творческого проекта помогла мне воплотить свои замыслы, сделать открытку индивидуальной, передать с ее помощью задушевное и приятное пожелание, которое иной раз и не выразишь в устной речи. Графическое оформление открытки сделало ее выразительной, нарядной, а с помощью мягкой и нежной цветовой палитры я выразила свое отношение к маме, и я получила всю полноту эмоций от творческой работы. Работа над данным проектом помогла мне лучше понять историю создания открытки, психологию восприятия цвета, расширить кругозор о стилях. В дальнейшем я намерена создавать универсальные открытки, которые можно будет дарить к разным событиям, они дадут мне возможность безграничной творческой фантазии.

6.Литература.
1.Ильинский С. «PR и реклама. 700 терминов». Энциклопедический словарь. М., 2002.
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Рассказы об открытках», Москва "Радио и связь" 1986
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Почтовые карточки. Русские серии. Выпуск III», Москва, 2009
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Обзор художественных изданий Общины св. Евгении»1909г
5.Чапкина М.Я. Художественная открытка - М.: «Галарт», 1993.
6.Боровикова Р. И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.Марта Гилл. Гармония цвета.( Пастельные тона)
8.М. Дерибере «Цвет в жизни и деятельности человека». Москва.1965г