Система музыкально — эстетического воспитания детей в музыкально- фольклорной студии «Гармония»

Система музыкально - эстетического воспитания детей в музыкально- фольклорной студии « Гармония»

Казанцева Т.И
педагог дополнительного образования,
«Почётный работник общего образования РФ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»


Система музыкально – эстетического воспитания детей направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня, духовно – нравственных качеств детей и подростков. На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводниками музыкальной культуры, педагоги музыкально- фольклорной студии «Гармония» Центра детского творчества города Абакана чувствуют себя ответственными за духовно – нравственное воспитание своих воспитанников. Роль педагога в духовно – нравственном воспитании настолько огромна, что трудно выразить в нескольких фразах:
каждый поступок, слово учителя должны быть выверены;
движение глаз, взгляд, улыбка должны влиять на настроение и чувства детей;
педагог должен быть примером для ребёнка, оказывать влияние на его внутренний мир;
педагог должен уметь понимать и сострадать другим и уделять внимание своему собственному внутреннему миру;
учить детей адекватному выражению чувств, развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство любви ко всему высокому, святому как основе духовно – нравственного воспитания.
Основная цель, которую решают педагоги - музыкально- духовное развитие личности ребенка через приобщение детей к народным традициям, детскому песенному творчеству, инструментальному исполнительству и детскому фольклору. Наш опыт работы показал, что в развитии интереса к занятиям нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Для того чтобы разбудить у воспитанников активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
. Включаясь в музыкально - художественную деятельность, воспитанники получают возможность реализовать, оценивать себя через соучастие к героям музыкальных сказок и песен, они учатся сопереживать, формировать суждения, сравнивать, то есть, через учебный процесс педагоги студии занимаются воспитанием у детей благоговения (уважения к старшим), воспитание благоговейного отношения к другому человеку (чувство сострадания, делать добро), воспитание правдивости.
В организацию учебного процесса включаем методы формы и технологии, которые обеспечивают достижение гармонического сочетания интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования, возможность заложить у воспитанников нравственные и духовные ценности будущей личности, учат замечать и ценить прекрасное, мотивируют к музыке и творчеству, например:
Метод «Отождествления», то есть слияние своего "я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства), но и органическое "проживание” художественного образа самими ребятами.
«Метод цвет - образ» - позволяет вовлечь детей в размышление о музыке с помощью цвета и даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, зная значение цвета, воспитанники придают нужную окраску исполняемому музыкальному произведению.
«Метод моделирования художественно-творческого процесса» - он  позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?. И очень заметно, что учащиеся, испытавшие радость творчества, становятся совсем другими.
 Интересен для воспитанников «Метод сочинения и импровизации»  Это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить их на инструменте, они становятся в позицию композитора – а это значит «пропускают музыку» через свою душу и сердце.
Через музыку проникнуть в душу!
Через музыку понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать –
Истину откроешь для себя
Важную роль играет подбор репертуара, отвечающего всем требованиям: доступностью, художественным содержанием, яркостью музыкального образа. Каждое музыкальное произведение, которое ребенок исполняет на инструменте, вызывает у него определенное настроение, образы, формирует черты характера Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства,формируют внутренний мир приобщают растущего человека к накопленным веками духовным ценностям, способствуют процессу формирования культуры. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии на духовный мир детей, если они не научаться чувствовать музыку и рассуждать о ней. Более того, можно смело сказать, что ребенок, не умеющий слышать музыку, никогда не научиться по-настоящему хорошо ее исполнять. Для этого на занятии создаем проблемную ситуацию: это узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам; узнавание мелодий в разном тембровом звучании и самостоятельное нахождение нужных исполнительских красок. Музыка – «язык чувств» она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответные мысли, заставляет думать. Надо только направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, поощряя их правильную реакцию на музыку, стараясь не отпугнуть искренность их музыкального мировоззрения, желание услышать маленькую тайну, секрет, спрятанный композитором в своих музыкальных мыслях. Доминирующим звеном является «Программно-целевой подход – предоставляющий возможность каждому обучающемуся включиться в живое общение с музыкальной культурой – через технологию коллективных форм музицирования и концертную деятельность. Концерты формируют у обучающихся позитивное отношение к выступлениям на сцене; выступают в роли новой мотивации к музыкальному обучению;- ликвидируют синдром «боязнь сцены»;- вырабатывают у детей артистичность; воспитывают навыки работы в команде.
Наибольший упор мы делаем на проектную технологию, так как эта задача на вырост и освоение новых возможностей. Практикуются краткосрочные творческие мини-проекты: «Интеграция народного вокала и современной хореографии» на базе детского образцового хореографического ансамбля «Каприз» и народно-певческого ансамбля «Берегиня», вокально-хореографический проект « Русская зима» в сотворчестве ансамбля «Берегиня» и детского музыкального театра «Веселые человечки». Уникальные возможности проектов позволяют педагогам познакомить детей с историей народной песни и танца, содействовать развитию дружеских творческих контактов, получать дополнительную информацию по изучаемому в коллективе материалу: например, презентация праздника «Иван- Купала», выразив свою точку зрения о значимости и нужности сохранения традиций красивого народного праздника от поколения к поколению; проект «Национальная мозаика» - цель формирование отношения воспитанников к этнокультуре, традициям и истории своей малой Родины. Мероприятия, проводимые в рамах проекта, воспитывают патриотизм, духовно- нравственные качества («Край, в котором ты живёшь», «По страницам старины».
Вместе с воспитанниками и родителями проводятся досуговые мероприятия «Большой хоровод», «Всех мы в гости приглашаем, развлекательные программы «Играем вместе», народные праздники «Кузьминки», «Масленица», «На Егорьев день», где дети проявляют свою активность, любознательность, умение. Система таких праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. Особое внимание уделяется подготовке сценическо - обрядовых праздников. Педагоги, используя доступный материал, открывают перед воспитанниками новые страницы истории, приобщая их к традициям народной культуры и творчества. Это «Русская кухня в народных традициях», обрядовый праздник «Рождественские традиции культур разных народов». Подготовка и организация таких праздников и мероприятий не только активизирует творческое проявление детей, но и несёт воспитательный потенциал, формируя такие качества как гражданственность, уважение и толерантность к традициям и обычаям народов разных культур. Главное, что включаясь в процесс работы, дети становятся духовно богаче, учатся ценить и любить свою малую Родину, понимать её значимость и красоту. Творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей в образовательной системе студии «Гармония» способствует расширению сферы деятельности воспитанников, развитию творческих способностей и дарований каждого ребёнка, формированию духовно - нравственного самоопределения детей. Показателями являются: профессиональные умения и личностные качества педагога, моральная атмосфера в коллективе, круг внутреннего и внешнего общения, неформальное общение и действенная эмоциональная и словесная реакция.
Результатом (эффективностью) процесса духовно – нравственного воспитания в студии является уровень духовно – нравственных ценностей, самосознание учащихся, реакция на педагогическое воздействие и взаимодействие, богатство духовных запросов.
Итак, насыщенная жизнь в студии, тёплая атмосфера в семье, культура в обществе играют огромную роль в духовно – нравственном воспитании ребёнка – эти условия подчинены воспитанию души, воспитанию любви.
Литература.
1.Кабалевский Д.Б. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973г.
2. Крюков В.В. Работа с детскими коллективами – важнейшее направление в системе музыкального воспитания. Ростов-на-Дону, 2002 г.




15