родительское собрание Мы и наши повзрослевшие дети

Мы и наши повзрослевшие дети

Родительское собрание для 8класса
Педагог-психолог Потеряхина Н.В.
МБОУ СОШ № 2
Усть-Камчатского муниципального района
Камчатского края
Почти все признают, что воспитание требует терпения...но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К. Д. Ушинский
Форма проведения собрания: практикум
Цель:
вооружить родителей научными данными о возрастной специфике;
выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.
Знакомство родителей с особенностями подросткового возраста, его спецификой, сложностями, проблемами.
Предварительная работа :
- подготовить опросник для обучающихся
- подготовить опросник для родителей обучающихся
- провести работу по опросникам обучающихся вывести процентное соотношение вариантов ответов

Разогрев

Родителям предлагается упражнение.
Все нам было когда-то столько же лет, сколько сейчас нашим детям. Вспомните, какими вы были в 13–14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Мы ходили в школу, кого-то интересовала учеба, кого-то не очень. Мы дружили, и для нас было очень важно, что про нас думают наши друзья, как к нам относится тот или иной мальчик или девочка. У нас были свои дела, заботы. Кого-то волновала двойка по алгебре, кого-то интересовали туфли в витрине соседнего магазина. Кто-то готовился к олимпиаде, кто-то смотрел на Ленку с соседней парты.

Я предлагаю на ваш выбор два варианта :
1. Сейчас я начну передавать мяч. Тот, у кого в руках окажется мяч, пожалуйста, представьтесь – назовите свое имя, чей вы родитель и скажите, что было важно для вас, тринадцатилетнего.
2. Напишите на листике анонимно и соберем это в мою коробочку. Далее кто-то зачитает ваши записи и мы обсудим.

Работа идет по выбору родителей.
Психолог обращает внимание на то, что учеба занимала далеко не первое место в списке интересов, и вообще для некоторых это был сложный период. Детям тоже сейчас не просто (таким образом, мы стремились построить параллель личного родительского опыта с актуальным состоянием детей; повысить принятие собственного ребенка таким, какой он есть сейчас).

Беседа
«Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям родителям и учителям найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Подростковый возраст это переход от детства к взрослости, от одной эпохи жизни к другой. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята еще много играют, бегают, шалят, часто они легкомысленны, неустойчивы в интересах и увлечениях, неуравновешенны. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идет таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребенка, а с изменениями в нем самом.
Главное, что отличает подростка, как считают психологи, это возникновение у него ощущения собственной взрослости и стремления быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. На какой же основе может возникнуть у него это ощущение? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.
Чувство взрослости это стержневая особенность его личности. Она выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и к миру, определяет содержание его поведения в кругу близких людей, ровесников, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребенка. Подростка отличает совершенно особая, огромная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Все это определяет его переориентацию с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идет от обостренного чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность.
Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.
Осознавая себя личностью, он усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, т. е. делает их своими, теперь они принадлежат его сознанию, и, войдя в сознание, они превращаются в требования, которые он может предъявлять к поведению других людей, своему поведению.
Самосознание это, по выражению Л. С. Выготского, социальное сознание, перенесенное внутрь.

Подростковый возраст - это путь активной физиологической и биологической перестройки. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, костно-мышечная, и кровеносная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную – нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме; в костно-мышечной системе костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Всё это приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму подростков.
С точки зрения психологических особенностей, то здесь ключевой является проблема интереса. Выделяют четыре наиболее ярких интереса подростка (психологи их называют – доминантами):
* «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности;
* «доминанта дали» - установка подростка на большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние, сегодняшние;
* «доминанта усилия» - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета;
* «доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям;
В подростковом возрасте отношения к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:
* появляется критика, сомнения, противодействие ценностям и образу действий взрослых;
* эмоциональные связи с семьёй ослабевают;
*родители как образец для ориентации отступают на второй план; * влияние семьи уменьшается, хотя она остаётся важной для подростка.

Я предлагаю вам проанализировать свое отношение к своему любимому , не смотри ни на что, подростку.

Работа с анкетой и памятками для родителей.
Сравнить варианты ответов родителей и их детей
Предложить родителям сделать вывод

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет вам и в дальнейшем находить взаимопонимание с детьми.


Прил.1
Опросник для обучающихся и их родителей
для дальнейшего сравнения
вариантов ответов


подчеркнуть то, что Вы считаете правильным:
дети вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых;
дети могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем;
с детьми можно (нельзя) обсуждать все, даже самые острые проблемы;
самостоятельность детей должна (не должна) быть ограничена;
детям можно (нельзя) предоставить свободу выбора;
детей можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей;
детям надо (не надо) предоставить полную свободу;
могут (не могут) родители стать друзьями своих детей


Прил.2
Памятка для родителей
«Особенности возрастной психологии подростков и юношей»
Положительные изменения, происходящие с подростком:
проявление чувства взрослости;
рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда);
проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
появление познавательной мотивации;
желание быть не хуже, а лучше других.
Негативные изменения, происходящие с подростком:
ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность;
проявления эгоцентризма;
намеренная манипуляция взрослыми;
внутренний конфликт с самим собой и окружающими;
повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым;
страх одиночества (мысли о суициде).