Исследовательский работа Жестокие игры подростков


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Краснофлотская 1, тел. 8(42435) 4-39-65, 4-33-91

Секция: Психология /Личностное самоопределение в трудных жизненных ситуациях.
Научно-исследовательская работа:
«Жестокие игры подростков»
Составитель: Старченко Владислава Витальевна,
ученица 1о б класса МБОУ «СОШ № 1» г. Корсакова
Научный руководитель: Женченко Евгения Владимировна
учитель технологии МБОУ «СОШ №1»
Корсаковского городского округа

Корсаков, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Часть 1.Теоретическая часть………………………………………………….….5
Понятие жестокости и агрессивности в психологии……………………5
Психологическая характеристика подросткового возраста…………….6
Особенности агрессивности и жестокости в подростковом возрасте…8
Часть 2. Исследовательская часть………………………………………………..9
2.1.Результаты исследований…………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13
Приложение...…………………………………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема жестоких видео в интернете, где принимают участие подростки, очень даже актуальна. Выработка образцов поведения, утверждение своего «места» среди сверстников и многие другие факторы приводят к серьезным конфликтам, сопровождаемых оскорблениями друг друга, разносом сплетен, завистью, что не редко приводит к дракам. Часто в таких ситуациях на ум приходит, что подростки не понимают, что происходит и просто поддаются эмоциям. Дети не осознают в такие моменты конечных результатов своих поступков и действий, они просто не контролируют такое поведение. В газетах, в Интернете, по радио и прочим СМИ не редко можно встретить новости об избиении или насилие детей. YouTube просто кишит различными видеороликами о жестоких школьных сценах. Я любитель как снимать видеоролики, так и просматривать другие. Случайно наткнувшись на просторах интернета на видео про драки слабого пола, ролик произвел на меня не малое впечатление. Пусть даже драки между подростками не так часты в некоторых местах, но эта проблема имеется и ее необходимо решать.
Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц подросткового и юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.
Цель работы: изучение особенности жестокости и агрессивности у подростков.
Задачи:
определить на основе анализа социально-психологической литературы особенности категории «агрессивность»;
выявить специфику жестокости и агрессивности подростков;
провести исследование особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков.
проанализировать и обобщить полученные результаты в ходе исследования особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков.
Объект исследования: жестокость и агрессивность современных подростков от 14 до 18 лет.
Предмет исследования: степень выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по проблеме исследования;
эмпирические: тестирование, социологический опрос;
анализ и обработка полученных результатов.
Базой исследования является МБОУ «СОШ № 1» г. Корсаковского городского округа Сахалинской области.. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют различия в уровне агрессивности и жестокости подростков.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач коррекции поведения и формирования личности.
Теоретическая часть
1.1 Понятие жестокости и агрессивности в психологии
Проблема агрессии и агрессивности - одна из важнейших в психологической науке.
В настоящее время в различной психологической литературе существуют некоторые разночтения понятий «агрессия» и «агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» носило негативный оттенок, и связывалось с чем-то враждебным, захватническим.
В Словаре русского языка Ожегова С. И. понятие «агрессия» определяется как «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти», а понятие «агрессивность» рассматривалось лишь как производное существительное от прилагательного «агрессивный» (т.е. «наступательно-захватнический»).
Более традиционным является выделение четырех основных теоретических подходов к исследованию агрессии, которые могут быть обозначены как инстинктивистский, фрустрационный, бихевиористический и когнитивистический.
Рассмотрев различные подходы можно прийти к выводу, что, под агрессией понимается «любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных», а под агрессивностью — «свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии».
Наряду с понятием «агрессия» рассматривают понятие «жестокость». По сравнению с жестокостью агрессивность — более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость — особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) имеют природный характер, то жестокость — явление социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области — социальной.
Таким образом, жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Агрессия и жестокость представляют собой проявление насилия
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает следующие особенности подростка: чувствительность к оценке посторонними его внешности, способностей, сочетающиеся с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям]. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется повышенной импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения, что также отражается на особенностях их поведения.
Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что подросток забывает об учебе и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся более всего. В подростковых объединениях, в зависимости от общего уровня развития и воспитания, стихийно формируются свои «кодексы чести». Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
В переходный период происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере подростка. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планом будущей жизни. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
1.3 Особенности агрессивности и жестокости в подростковом возрасте
Подростковая агрессия, по мнению является чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т. п.). Изощренная жестокость нередко проявляется у жертв гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу!
Агрессивные подростки при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем, среди агрессивных подростков и юношей встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают».
Часть. Исследовательская часть.
Результаты исследований.
На базе МБОУ «СОШ № 1» проводились анкетирование и социологический опрос подростков 14-18 лет. В опросе приняли участие 234 учащихся.
При проведении социологического опроса были выявлены очень интересные результаты. 37% подростков считают, что агрессия – это способ обратить на себя внимание, (25%) последствия неправильного воспитания, (38%) в агрессии виновата школа и общество (приложение 1).
(46%) считают, что причины агрессии и жестокости в школьном коллективе – это личные причины, (37 %) ситуативные причины, (17 %) семейные причины (приложение 2).
Вред конфликтов между подростком и группой может привести к следующему: (45%) думают, что страдает достоинство человека, (30%) переживание, (25%) страдает физическое здоровье (нервы, сердце, сосуды) (приложение 3).
Конфликт может привести к следующим последствиям: (90%) считает к – унижениям, (34%) – напряжению, (58%) – озлобленности, (67%) – разочарованию, (3%) – невозможность достичь цели, (69%) – тревоге, (47%) – беспомощности, (56%) – суициду, (12%) – уголовной ответственности (приложение 4).
На вопрос «Применяли ли к Вам когда-нибудь физическую силу» (36%) ответили – ДА, (64%) – НЕТ (приложение 5).
Свою агрессию вымещали на других людях (9%), не вымещали 91% (приложение 6).
Подростки дерутся потому что: (12%) думают, что есть насилие в семье, (30 %) – «плохая компания», (47 %) – влияние популярных жестоких компьютерных игр, (53 %) – популярность криминальных художественных фильмов, (6 %) - просто так, (37 %) - желание самоутвердиться, (28 %) – безнаказанность, (35 %) – агрессия как способ самозащиты (приложение 7).
Жертвами сверстников агрессии становятся в местах: на улице считают (73 %), в школе (8), в школьном дворе (9 %) (приложение 8).
Если бы подросток стал жертвой коллективной агрессии, то он бы рассказал об этом: родителям (78 %), учителю (5 %), другу (17 %) (приложение 9).
На вопрос «Как, по-вашему, можно было бы избежать столкновения?» 56 % считают, что не следует ходить поздно, (6 %) – вовремя воспользоваться сотовым телефоном, (30 %) – попытаться поговорить с обидчиком, (8 %) – привлечь к себе внимание (приложение 10).
По результатам исследований можно сделать следующий вывод: основной причиной агрессии и жестокости в школьном коллективе являются личные причины, вред конфликтов между подростком и группой может привести к унижению достоинство человека. Последствия от конфликта могут быть следующие: озлобленность, тревога, беспомощность, суицид. Большинство подростков не вымещают свою агрессию на других людях. Влияние на подростковую агрессию оказывают жестокие компьютерные игры и популярные криминальные художественные фильмы. Жертвами сверстников становятся в основном на улице.
Заключение
Повышенная агрессивность подрастающего поколения является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом. Нарастающая волна подростковой и юношеской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Ситуацию усугубляют социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. В ходе исследования было установлено, что основной причиной агрессии и жестокости в школьном коллективе являются личные причины, вред конфликтов между подростком и группой может привести к унижению достоинство человека. Последствия от конфликта могут быть следующие: озлобленность, тревога, беспомощность, суицид. Большинство подростков не вымещают свою агрессию на других людях. Влияние на подростковую агрессию оказывают жестокие компьютерные игры и популярные криминальные художественные фильмы. Жертвами сверстников становятся в основном на улице.
Список литературы
Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. - СПб, 1995. - С.303-347.
Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; [под ред. Т.А. Гудковой]. – М. : Мир, 1994. – С. 118 - 127.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97.
Интернет ресурсы.
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10


Департамент социального развития администрации Корсаковского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Краснофлотская 1, тел. 4-39-65, 4-33-91
Заявка
на участие в областном конкурсе проектно-исследовательской деятельности школьников Сахалинской области в 2015 году
Название секции Психология
Название исследования Жестокие игры подростков
Тип работы исследование
Автор проекта (Ф,И,О,) Старченко Владислава Витальевна
Дата рождения.
Контактный телефон Образовательное учреждение муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Класс 10 «Б»
Руководитель проекта Женченко Евгения Владимировна
Место работы, должность руководителя проекта. Контактный телефон Учитель технологии МБОУ «СОШ №1»Корсаковского городского округа. Контактный телефон: 89140881819,
e-mail: zhenchenko1979@mail.ru
Директор Е.А. Чижевская
Отзыв
о работе учащейся Старченко Владиславы Витальевнына тему: «Жестокие игры подростков»
Работа представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению жестокости и агрессии подростков. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме. Актуальность работы заключается в новшестве материала для учащейся 10 класса и вызывает желание узнать еще больше.
Текст работы изложен на 13 листах машинописного текста, что представляется достаточным. Работа включает в себя введение, основную часть из двух разделов, заключение, использованную литературу и приложение. Во введении показана актуальность исследуемой темы, выдвигается гипотеза и проблема исследования, ставятся цели и задачи. В первом разделе дается краткая характеристика понятий жестокости и агрессивности в психологии, психологическая характеристика подросткового возраста, особенности агрессивности и жестокости в подростковом возрасте .Во втором разделе проводится социологический опрос и анкетирование на предмет жестокости и агрессии подростков. Работа написана доступным языком. В ней нет грамматических ошибок, не нарушена логическая связь.
Работа учащейся носит чисто исследовательский характер. Цель исследования достигнута. В исследуемой работе Старченко Влада показывает навыки самостоятельного научного поиска, умение планировать ход работы по этапам: от идеи до достижения результата; оформлять результаты работы в тексте.
Выполненное исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследовательским работам учащихся.
Руководитель работы: Женченко Евгения Владимировна
учитель технологии МБОУ «СОШ №1»
Корсаковского городского округа
Рецензия
на научно - исследовательскую работу
«Жестокие игры подростков», выполненная учащейся
МБОУ «СОШ № 1» Корсаковского городского округа
Сахалинской области.
Повышенная агрессивность подрастающего поколения является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом. Нарастающая волна подростковой и юношеской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Ситуацию усугубляют социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.
Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с удачно составленным планом. В разделе «Введение» определена тема, объект, предмет, цели работы, выдвинута гипотеза, а также перечислены методы исследования. Выдвинутая гипотеза достаточна грамотно и убедительно подтверждается материалами работы.
Автор успешно использовали такие методы, как анализ, синтез, сравнение. Материалы работы свидетельствуют о том, что исследователь внимательно изучил литературный материал по данной теме, а так же умело использовали результаты социологического опроса и анкетирования.
Материалы работы дают понять, что исследователь предварительно внимательно изучили теорию по данной теме, а затем на основе изученного провел опрос и анкетирование и сделал собственные выводы.
Работа написана хорошим языком. На достаточно научном уровне проведено исследование и сделаны выводы.
Учитывая творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки.
Рецензент:
Руководитель МО эстетического цикла Женченко Е.В.