Конспект открытого занятия по актерскому мастерству


Конспект открытого занятия по актерскому мастерству Тема: «Искусство быть разным»Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности.• Работа над дикцией и чистотой произношения. • Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.• Развитие импровизационных способностей. • Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом. Задачи:• - создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;• - способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;• - сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;• - способствовать творческому самовыражению.Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,Всесильная Судьба распределяет роли,И небеса следят за нашею игрой.Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия. Тезис: Все талантливы!I блок. Разминка.1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Сегодня мы поговорим о Н.В.Гоголе. Надеваем на голову веночки. Сегодня мы на Украине. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.2. Этюд с воображаемым предметом.Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты • Накормил ли я кошку? • Когда дядя выйдет из больницы? • Мне нечего сказать Опасения по поводу участия в ходе занятия • Смогу ли я справиться с волнением? • Попросят ли меня говорить? • А вдруг я отвечу не так, как нужно?Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.II блок. Речевые техники.3. Отработка дикции.Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.• вдох – руки и голову поднять вверх; • выдох – наклон.Упражнение «Кнопки»«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо. Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.Раз уж мы на Украине – то и скороговорки будут украинские.- На возi коза, пiд возом лоза- Водовоз вiз воду з водопроводу- Жовнiй жук купив жилет, джемпер, джинсы та жакет.4. Театральные правила:- тишина за кулисами- нельзя поворачиваться спиной к зрителям- в роли находиться до конца представления- уметь слушать своих партнёров- все действия совершаем по хлопку(Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения).III блок. «Разгонка», «торможение» психической активности.5. Определяем «зерно» характера!Важный элемент актёрского мастерства – это взаимодействие партнёров. - Подойдите к партнёру, который сидит напротив вас. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево…Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила интересные книги».6. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства.Внезапно на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать.А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет?Очень важно помнить, что ты чувствовал…..Запомни это состояние!7. Массовка.Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».Упражнение «В одной связке».Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд, другой должен срочно встретиться с другом, третий просто хочет спать и т.д.Участники должны как-то разрулить ситуацию.IV блок. Воплощение.8. Этюд вокруг пьесы.Поскольку мы в украинской деревне, то и пьеса у нас будет украинская. Про Диканьку, я думаю, вы наслышались вдоволь.А представим мы с вами фрагмент Сорочинской ярмарки! Чего только нет та той ярмарке!Нам нужно решить два вопроса: кто будет главной героиней и что каждый из вас будет продавать на ярмарке.- Кто из вас хочет быть главной героиней: чернобровой, черноокой красавицей Ганной?(Если желающих несколько – устраиваем «дискуссионные качели». Это эффективное средство в разрешении споров методом анализа, а игровая форма снимает психологическое напряжение. Можно применить режиссёрский приём – выбрать главную героиню по фактуре, по цвету волос, по голосу).- Каждый участник получает записку, где на украинском языке написан предмет, который будет продаваться на ярмарке. Это цибуля, люлька, бублик, скриня, сопiлка, запаска, кожух, хустка.Кричалки, зазывалки: - А кому цибуля, кому цибуля! Смачна приправа для холодного и горячого!- Люлька! Продається люлька! Така ловка! Більше не купите ніде! Ловка люлька!- А ну, покупці! Заходьте до мене! Скриня! Навались, у кого гроші завелись!- Печіво! Свіже печіво! На сметані роблено! Три копійки за бублик!- Купуйте сопілку! Послухайте, яка дзвінка!- Запаски! Великі и маленькі! Молодичкам и жінкам подпоясаться гарненько!- Добрий кожух! Знатна одежа! Підшива ведмежа!- Хустка! Примиря1 на косу свою, майже даром віддаю!Участники должны найти свой предмет где-то на сцене.Итак, все вы украинские парубки и дивчины. Вы пришли на ярмарку, чтобы продать свой товар. Каждый по очереди выкрикивает свою реплику, рекламируя свой товар. На ярмарке можно танцевать и петь.- Все готовы? Вы уверены, что справитесь? А в какой последовательности вы будете рекламировать товар?Упражнение «Взрыв»По очереди ведущий показывает цифры 4,3,5. Участники, не сговариваясь, встают именно в таком количестве. Кто-то будет вставать несколько раз, кто-то будет продолжать сидеть. Определяются лидерские качества (лидер будет вставать всегда). Наблюдая за происходящим, модно определить, чья реплика на ярмарке будет первой.Сорочинская ярмарка.Итак, последние приготовления. Можно разучить украинскую песню, чтобы потом петь её на ярмарке.Припев: «І в день і в ночі всім розносять калачіЕх, Було не Було, хай гуляє все село!» «Поклон. (Изобразить «волну»)9. Состояние «тишины». Остановка внутреннего монолога.10. Рефлексия.Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону.Ведущий подводит итог. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вы будете заниматься в нашей театральной студии.Всего вам доброго!В основу данной системы упражнений легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, режиссеров-практиков и специалистов в области сценической и театральной деятельности – К.С. Станиславского, И.П. Козляниновой, А.Д. Черенковой, И.Э. Коха, Н.И. Ушковой, М.Г. Шарониной.