НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Тема «Одежда».


Бабченко Татьяна Николаевна
МБДОУ № 102
Учитель-логопед
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по предупреждению оптических ошибок при дисграфии и дислексииНОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе
Тема «Одежда».
Цель:
- Активизировать лексический словарь детей по теме «Одежда»;
- Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать существительные с прилагательными в роде (муж, жен, средн.) и числе (ед. ч. и мн. ч.);
- Совершенствовать умение детей правильно употреблять существительные в родительном падеже, составлять распространенное предложение;
- Упражнять в правильном употреблении в речи предлогов;
- Развивать способности: 1) распознавать предметы; 2) вырабатывать умение сосредоточивать внимание на тех или иных объектах; 3) зрительную память;
- Воспитывать умение внимательно слушать собеседника, желание вести диалог.
Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда», лабиринт «Угадай, чья одежда», карточки-домики с разным количеством окон (1,2,3,4 - окна), карточки домики на дифференциацию рода и числа предметов и объектов (девочка- жен. род, мальчик-муж. род, солнце- ср. род, девочка и мальчик вместе-мн. число), картинное панно с незаконченными рисунками и изображениями предметов одежды.
Ход деятельности:
Логопед: Ребята, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Только для этого вам надо встать в таком порядке, как я скажу. Илья первый, за ним Полина, за Полиной Данил и т.д. А теперь вы скажите за кем каждый из вас стоит? Кто стоит перед вами?
Мы сегодня утром играли в лото. Вы собирали карточки с подходящими предметами, которые можно назвать одним словом.
- Какие предметы вы собирали? (птицы, насекомые, мебель, одежда, домашние животные, дикие животные и др. Образец правильного ответа: «Я собирала домашних животных».)
- Алена, скажи какие предметы одежды у тебя были?
А теперь я предлагаю поиграть в игру «Кто больше?». Нужно называть предметы одежды, которые не назвала Алена. Кто последний назовет предмет одежды, тот и выиграл!
Посмотрите на картину. (Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину «Семья» из альбома З.Е. Агранович «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников» и назвать членов семьи, изображенных на картине).
- Как их всех назвать одним словом? (семья: мама, папа, бабушка, дедушка, дочь и сын).
- Опишите в какую одежду одет каждый из них.
Всю одежду они вешают в шкаф. Только вся одежда в шкафу перепуталась. Давайте разберем её. (Детям предлагается поиграть в дидактическую игру «Чья одежда?»). Логопед показывает предмет одежды и спрашивает:
- Это чья голубая рубашка? (черная юбка, серые шорты, красивое платье и пр. Образец ответа: Это папина голубая рубашка.)
Физминутка. «Солдатик»
Если ты солдатик бравый, на ноге постой на правой.
Если ты солдатик смелый, на ноге постой на левой.
Сделай шаг один вперед, а потом вернись назад.
- Левой, правой! Левой, правой!
- Отдохни теперь, солдат!
Логопед: Я сейчас раздам вам картинки с предметами одежды, рассмотрите их. Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». Я тоже буду играть с вами. Будем называть картинки по очереди. Можно я первая? У меня не платье, а платьице. За мной Глеб сидит, назови Глеб свою картинку.
Если ребенок затрудняется (или ошибается) в формировании правильного ответа, прошу детей помочь этому ребенку. А самого ребенка поблагодарить за помощь и повторить ответ.
А теперь поиграем в игру «Он, она, оно, они»? Давайте вспомним условия игры. Надо свою картинку поставить к тому домику к которому она подходит. Если про вашу картинку можно сказать это она, значит ее надо поставить к домику в котором живет девочка. Если про вашу картинку можно сказать это он, значит ее надо поставить к домику в котором живет мальчик.
Если про вашу картинку можно сказать это оно, значит ее надо поставить к домику в котором живет солнышко.
Если про вашу картинку можно сказать это они (если несколько предметов), значит ее надо поставить к домику в котором живет девочка и мальчик вместе.
К проверке привлекаются желающие дети, если надо исправляют ошибки.
Логопед: Поиграем в игру «Угадай картинку!» Я задумаю картинку, называть ее не буду. Только расскажу где она стоит. Кто догадается, какой предмет одежды я загадала, тот поднимет руку, не выкрикивая. Только сначала по цепочке назовем все предметы.
(Детям предлагается картинное панно с незаконченными рисунками и изображениями предметов одежды). Логопед загадывает картинку, например: Моя картинка стоит выше (ниже, за, перед) платья. Что это? Ребенок, правильно ответивший на вопрос забирает аналогичную картинку.
Логопед: Хотите еще поиграть? Предлагаю поиграть в игру «Посели картинку в домик». (Детям предлагается разделить название своей картинки на части (можно прохлопать, протопать, отстучать по столу и пр), посчитать сколько частей в названии вашей картинки и поставить картинку рядом с домиком, в котором столько же окон, сколько и частей в слове). К проверке привлекаются желающие дети, если надо исправляют ошибки.
Итог занятия.
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Назовите одним словом какие предметы были нарисованы на картинках? В какие игры вам понравилось играть?
А теперь предлагаю вам взять смайлики и показать тот смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.
Я рада, что вам понравилось играть и узнавать новое и интересное!