Конспект занятия по актерскому мастерству Театральные этюды как источник творческого воображения


Савкина Татьяна Николаевна.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
Педагог дополнительного образования.
Конспект занятия по актерскому мастерству
Тема: Театральные этюды как источник творческого воображения
Цель: познакомить воспитанников с видами театральных этюдов.
Задачи:
1. Образовательная:
-дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
- познакомить с новыми видами театральных этюдов;
2. Развивающая:
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- сформировать способности к импровизации;
- развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
- развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
- развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;
- развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
- развивать умения взаимодействовать с партнёром;
3.Воспитательная:
- сформировать навыки коллективно-творческой деятельности;
- привить навыки взаимодействия с партнером;
- научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: музыкальный центр
Ход занятия
1. Приветствие. Организационный момент
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность… Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
- Что такое эмоции?
2. Разминка
1) Артикуляционная гимнастика .Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз
Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Качели».
Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Вкусное варенье».
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»
Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании. Дикционное упражнение, упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Около кола колокола».
Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.
2) Упражнения для снятия психических и физических зажимов:
Упражнение «Замороженный»
Участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу..
3. Теоретическая часть.
- Тема нашего занятия «Театральные этюды как источник творческого воображения». Это очень непростая, но интересная тема.
- Что вы знаете о театральных этюдах?
- Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
- Чем отличается этюд от упражнения?
- Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
- Существует много видов этюдов:
- этюды на артистическое воображение;
- этюды на логичность и последовательность действий и чувств;
- этюды на взаимодействие со сценическими объектами;
- этюды на определенное событие;
- этюды на перевоплощение.
- Сегодня мы познакомимся с этюдами на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий,
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже ( зеркало).
- И мы тоже назовем наш этюд «Зеркало»
4. Практическая часть «Работа над этюдами»
Этюд «Зеркало» (парный этюд)
Цель: развить навыки взаимодействия и взаимозависимости партнеров
И так, наш этюд называется «Зеркало». Ребята, сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое. Покажите, какое у «Человека» настроение, а «Зеркало» должно точно отразить все действия «Человека»: жесты, мимику. «Зеркало» не должно механически повторять все движения человека, надо попытаться угадать его цели (хотя бы приблизительно), надо жить его мыслями (предполагаемые вами).
Этюд «Разные отношения»
Цель: развить навыки последовательности действий, взаимодействия партнеров исходя из предлагаемых обстоятельств.
- Наш следующий этюд будет на определенное событие, и этот этюд мы будет работать в группе по 4 человека, которые по-разному будут относиться друг к другу, как и в жизни. Ребята, а почему мы в жизни относимся по-разному друг к другу?
- В следующем этюде вам необходимо продемонстрировать личное отношение к каждому по-разному учитывая предлагаемые обстоятельства. Представим себе, что вчера, один из вас забыл в этой комнате очень важную вещь и непременно желает ее найти. Он должен подойти:
*К человеку, который очень занят важным и неотложным делом;
* К человеку, у которого случилось большое горе;
* К старому знакомому;
* К недругу, с которым не общался долгое время
- Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?
- В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?
- Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?
5. Заключительная часть.
- Итак, мы познакомились на занятии с двумя новыми видами театральных этюдов. Какими?
- Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.
Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие…), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.