Разработка к открытому уроку на тему: Зарождение и развитие курортов


Колледж имени Кумаша Нургалиева
Кафедра «Специальные дисциплины № 1»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЧНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ»





Преподаватель спецдисциплин: Жаркембаева А.М.





















Усть-Каменогорск, 2015-2016 учебный год
Значение деловой игры

Дисциплина «Организация обслуживания в гостиничных хозяйствах» является одной из основных специальных дисциплин по специальности 0507000 «Организация обслуживания гостиничных хозяйств».
Для более продуктивной работы и результативной деятельности обучающихся на уроках, необходимо использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждают обучающихся быть активными. На уроках с использованием этих методов обучащиеся самостоятельно принимают решения. Они обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на уроке, возбуждают интерес к предмету и вырабатывают потребность в приобретении самостоятельных знаний.
Одним из активных методов обучения является деловая игра. Результаты исследований показывают, что использование деловых игр позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30-50% при большем эффекте усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим и увлекательным. Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения и может быстро увидеть результат, приобретая таким образом свой собственный опыт. Основным элементом игры является механизм имитации, т.е. моделирование ситуации, близкой к реальной.

Идея урока.
Студентам предлагается самим сформулировать проблему, исходя из предложенных на просмотр видеороликов «Санаторий «Рахмановские Ключи», «Споры вокруг строительства курорта К™к Жайлау».
Имитационной моделью в данном случае выступает сюжеты видеороликов:
-«Санаторий «Рахмановские Ключи», в котором повествуется о природных лечебных факторах санатория, подробно рассказывается о лечебных процедурах, материально-технической базе санатория, особенностях проживания и питания, а также о дополнительных услугах;
- «Споры вокруг строительства курорта К™к Жайлау», в котором повествуется о спорных моментах при строительстве курорта между городским акиматом, предпринимателями и экологами.
Игровой моделью является решение проблемной ситуации «Развитие санаторно-курортного бизнеса с позиции: государства; предпринимателей (гостиничное предприятие, туроператор); туристов; местных жителей».
Организация урока
В начале урока по методу жеребьевки класс разбивается на 5 игровых групп по 4-5 человека в каждой. Группы называются: «Государство (Комитет развития туризма)», «Туроператоры», «Гостиничное предприятие», «Туристы», «Местные жители». Ведущим является преподаватель спецдисциплин.
Тема открытого урока: Зарождение и развитие курортов.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Вид урока: урок - деловая игра.

Цели урока:
образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме,
·усвоить умение самостоятельно в комплексе применять знания и навыки, использовать их в новых условиях.
Развивающая: развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы; развитие творческого мышления; развитие умения применять знания на практике;
воспитательная: воспитание коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать своё мнение; воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма.
Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая и индивидуальная.
Межпредметные связи: «Организация туристской деятельности», «География туризма Казахстана».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, видеоролики: «Санаторий «Рахмановские Ключи», «Споры вокруг строительства курорта К™к Жайлау», ватманы, маркеры, фломастеры; раздаточный материал (карты «Туристские ресурсы ВКО», программа лечебно-оздоровительного тура на примере санатория «Рахмановские Ключи», брошюры санаториев и баз отдыха Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей).
Ход урока:
I этап Организационный момент.
Цель данного этапа – готовность к уроку, постановка целей и задач урока, психологический настрой, отметка отсутствующих.
II этап Обобщение и систематизация знаний:
Актуализация, обобщение и систематизация знаний по теме.
Актуальность темы.
История зарождения и развития курортов в мире и Казахстане.
Рассмотрение понятий: «курорт», «санаторий».
Основные курортные факторы.
Требования к курортам.
Особенности санаторно-курортного обслуживания.
Типы курортов.
Просмотр видеороликов «Санаторий «Рахмановские Ключи», «Споры вокруг строительства курорта К™к Жайлау».
Рассмотрение проблемной ситуации.
Цели данного этапа:
повторение, обобщение пройденного материала;
формирование, закрепление начальных умений и навыков, применение их в стандартных условиях – по аналогии;
выявление и формулировка проблемной ситуации.
III этап Деловая игра:
Постановка целей и задач игры; распределение ролей каждой команды (государство, предприятия (гостиница, туроператор), туристы, местные жители). Изучение проблемы и нахождение пути ее решений.
Выступление команд.
Цель данного этапа - творческое применение знаний и умений в измененных условиях; решение проблемы с заданной позиции.
На данном этапе студенты активно работают в своих командах, изучают и обсуждают проблемы методом мозгового штурма, предлагают свои решения данных проблем. При необходимости преподаватель консультирует, корректирует. После подготовки команды представляют свои решения. Остальные команды задают вопросы выступающей команде.
IV этап Подведение итогов урока. Рефлексия.
На данном этапе преподаватель подводит итоги урока, комментирует выступления команд, оценки. Также проводит рефлексию, каждому студенту выдается листочек, где необходимо заполнить:
Я сегодня узнал(а)
Мне сегодня было трудно
Мне было интересно
Я сегодня почувствовала

V этап Выдача домашнего задания.
Преподаватель выдает домашнее задание – подготовить доклад на тему «Развитие курортов в зарубежных странах мира», объясняет как правильно подготовить и оформить доклад. В завершении урока преподаватель проводит релаксацию – включает презентацию с музыкальным сопровождением «Зеленый цвет».