Кл. час В. Высоцкий


Учитель: Л.М. Литовченко (МБОУ СОШ п. Быстринск)
Классный час «Владимир или прерванный полёт».
Дата 27.02. 2016г.
7 класс
Цель: создать условия для формирования у детей интереса к творчеству В.С. Высоцкого и раскрыть значение и силу воздействия его творчества на человека.
Задачи:
Образовательные:
 - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.С. Высоцкого – поэта, композитора, музыканта, певца и актера,
-провести связь поколений ХХ-ХХI вв.;
-способствовать интеллектуальному и нравственному развитию ребят.
Развивающие:
-способствовать формированию культуры литературной речи, духовного мира учащихся, нравственных качеств.
Воспитател- формировать познавательный интерес и уважение к отечественной культуре;
-воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах современной музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных впечатлений.
Форма проведения занятия: тематический классный час, повествование с применением приемов «педагогики сотрудничества».
Методы: частично-поисковый или эвристический, наглядный.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- фотокарточки со стихами на обратной стороне
Программное обеспечение:
- компьютерная презентация «Владимир Высоцкий».
-видео
Продолжительность: 45 мин.
Структура мероприятия:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Заранее выбирается инициативная группа, участвующая в подготовке, сборе материала и оформлении его на электронных и бумажных носителях. (Каждый ученик может самостоятельно выбрать задание для предварительной подготовки, в свободное время с друзьями или родителями поработать над сбором и анализом информации по данной теме, творчески преобразовать осмысленную информацию в видеоряд для показа одноклассникам на классном часе).
2. Подбирается литература.
3.ребята с учителем и родителями выбирают текст и отрывки стихов и песен, подбирают фотографии для презентаций и создают видеоклипы.
4. Производится подготовка презентации.
5. Репетиции участников.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
План проведения классного часа:
I. Вступление. Мотивация, сообщение темы, цели и задач, плана мероприятия.
II. Основная часть.
1. Краткие биографические данные.
2. Так кем же он был: певцом, актером, поэтом или композитором?
3. «Он - наш!»
4. «От жизни никогда не устаю».
5. Любовь.
6. « Он ушёл, но продолжает жить».
По ходу изложения материала демонстрируется мультимедийная презентация, производится чтение отрывков стихов, исполнение песен, предложенных в разработке, или демонстрируются видеоклипы.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Рефлексия.
Ход занятия:
(Слайд 1)
1.     Вступительное слово учителя
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
 
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
 
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
(Слайд 2)
 
Здравствуйте, ребята!
Я приглашаю вас на классный час, посвященный творчеству поэта, композитора, певца, актера Владимира Семеновича Высоцкого. И называется наш классный час «Владимир или прерванный полет».
(Слайд 2-7)
ВИДЕО 1 (Вы видите ребята кадры из худ.ф. «Стрелы Робин Гуда» Звучит песня в исполнении В. Высоцкого «Когда вода всемирного потопа…»
(Слайд 8-12)
(Слайд 12)
Видео 2 («Песня о звездах»)
(Слайд 13)
Видео 3Лучшие эпизоды телесериала «Место встречи изменить нельзя».
(Слайд 14)
Учитель.
Он не был на фронте, так как был ребёнком, когда началась война. Но он вырос в семье военного, а поэтому знал очень многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.
Видео 4
Звучит песня «Он не вернулся из боя» 
Слайд (15-20)
Чтец 1. « О моем старшине»
О моем старшине
Я помню райвоенкомат:
«В десант не годен – так – то брат,-
Таким, как ты – там невротик…» И дальше – смех:
Мол, из тебя какой солдат?
Тебя – хоть сразу в медсанбат!
А из меня – такой солдат, как изо всех.
А на войне как на войне,
А мне - и вовсе, мне – вдвойне,-
Присохла к телу гимнастерка на спине.
Я отставал, сбоил в строю,-
Но как – то раз в одном бою –
Не знаю чем – я приглянулся старшине.
…Шумит окопная братва:
«Студент, а сколько дважды два?
Эй, холостой, а правда - графом был Толстой?
А кто евоная жена?...»Но тут встревал мой старшина:
«Иди, поспи – ты ж не святой, а утром бой»,
И только раз, когда я встал
Во весь свой рост, он мне сказал:
«Ложись!... и дальше пару слов без падежей.
К чему две дырки в голове!»
И вдруг спросил: «А что в Москве,
Неужто вправду есть дома в пять этажей?...»Над нами – шквал,- он застонал –
И в нем осколок остывал,
И на вопрос его ответить я не смог.
Он в землю лег - за пять шагов,
За пять ночей и за пять снов –
Лицом на запад и ногами на восток.
1971
Учитель.
В. Высоцкий был поэт и обладал удивительной способностью: писать о том, чего не пережил, с такой психологической достоверностью, будто с ним это было на самом деле. До сих пор многие уверены в том, что он неоднократно покорял вершины гор, что он спускался в подводной лодке на дно океана, что он воевал.
Слайд 20
Видео 5 «Спасите наши души» 
Учитель.
- О ком эта песня? - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, актуальна ли эта песня в наше время? - Почему? - Имеет ли она какое-то значение для ребят-подводников?  Всего с 1955 по 2003 год затонуло 8 атомных субмарин. Самой страшной была катастрофа в 2000 году, когда затонула подводная лодка «Курск». Погибло тогда 118 человек.
Учитель.
Как сказал Роберт Рождественский: «Песни Высоцкого – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых.
Слайд 21
Видео 6
Звучит песня В. Высоцкого "Песня о друге” (поют все)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его.
Пусть он в связке в одной с тобой-
Там поймешь, кто такой.
Чтец 2.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и сразу в крик, –
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони, –
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Чтец 3.
Если же он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шёл он с тобой, как в бой,
На вершине стоял, хмельной, –
Значит, как на себя самого
Положись на него!
Чтец 4.
В этом стихотворении поэт говорит о дружбе, о том, что значит настоящий друг. У него было много друзей. И он ценил настоящую дружбу. Он сам был очень хорошим и верным другом.
Учитель.
Владимир Высоцкий - человек, обладающий чувством юмора
Каждая песня Владимира Высоцкого напоминает маленький спектакль, произнесенный одним героем.
ВИДЕО 7.
«УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА» ( поют все)
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите - три-четыре!-
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще,-
Гимнастика!
Если вы своей квартире,-
Лягте на пол – три-четыре!
Выполняйте правильно движения!
Прочь влияние извне-
Привыкайте к новизне,-
Вдох глубокий до изнеможения!
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус – три-четыре!-
Ширится, растет заболевание.
Если хилый – сразу в гроб!Сохранить здоровье чтоб –
Применяйте люди, обтирание!
Разговаривать не надо –
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если очень вам неймется - обтирайтесь, чем придется,
Водными займитесь процедурами!
Не страшны дурные вести –
Мы в ответ бежим на месте,-
В выигрыше даже начинающий.
Красота – среди бегущихПервых нет и отстающих,-
Бег на месте обще примеряющий!
Чтец 5.
Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите молча тонкую свечу.
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал.
Такие люди тишины достойны,
За нас за всех он криком от кричал.
Учитель.
Его полёт был прерван. Он не до любил, не дописал, не доиграл, не допел.
Слайд ( 22-28)
Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Подведение итогов
Анкета - рефлексия.
1. Комфортно ли ты чувствовал (а) себя на классном часе?
2. Интересна ли была тема для тебя?
3. Какую роль выполнял (а) в проведении классного часа?
4. Помогли ли тебе информационные технологии в усвоении материала?
5.Что понравилось в ходе классного часа?
6.Что не понравилось в ходе классного часа?
7. У тебя есть желание принять участие в подготовке следующего классного часа?
Литература:
Влади М. Владимир или Прерванный полет: Пер. с фр. - М: Прогресс, 1989.
Солдатенков П.Я. Владимир Высоцкий – М.: Олимп,1999.
Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер / Ю. Андреев, И.Н. Богуславский. – М.: Прогресс, 1989.
Георгиев, Л. Владимир Высоцкий : Встречи, интервью, воспоминания :пер. с болг. - М. Искусство, 1991. –