Есенина песню нам осень поёт


Литературно-музыкальный вечер по творчеству Сергея Есенина «Есенина песню нам осень поёт».
ОБОРУДОВАНИЕ: Свеча, портрет С.А. Есенина, презентация, выставка поэтических сборников, осенние цветы.
Ход мероприятия:
Звучит музыка, демонстрируется презентация, на столе портрет Есенина , букет из желтых листьев. В сценарии задействованы двое ведущих.
 Ведущий 1:       В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
                                      Что-то есть в нём от русских песен –
                                      Поднебесье, тихие веси,
                                      Синь берёз и синий рассвет.
                                      Что-то есть в нём и от весенней грусти,
                                      Юности и чистоты…
                                      Только скажут – «Сергей Есенин»
                                      Всей России встают черты…
Ведущий 2: Сергей Есенин! Это имя В лесах родной моей России, В березах нежных и осинах, В сережках желтовато-синих, В лугах из зелени весенней. В твоих стихах, Сергей Есенин!
Ведущий 1: Дорогие гости, сегодня мы собрались, чтобы вспомнить русского поэта Сергея Есенина, прочитать его стихи…, послушать песни…(слайд 1)
Ведущий 2: (слайд 2) (рассказывает   о С. Есенине, одновременно демонстрируется эпизоды из фильма «Сергей Есенин»): На Рязанской земле в селе Константиново в 1895году 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому- родился Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.(2)
Песня «У Есенина день рождения» В исполнении Е. Мартынова.
Ведущая 1: Отец -Александр Никитич Есенин, мать-Татьяна Федоровна- были крестьянами.(слайд 3) Детство Сергей провел у деда и бабки по маме. И в стихах, и в автобиографии Есенин подчеркивал роль, которую сыграл его дед по матери Федор Андреевич Титов. Стихи поэт писать начал с девяти лет.            
Года далекие, теперь вы как в тумане.
      И помню, дед мне с грустью говорил:
  «Пустое дело… Ну, а если тянет-
   Пиши про рожь, но больше про кобыл»( слайд 4)
Ведущий 2: Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила, а дед заступался и учил, как нужно драться, как кулак держать, чтобы угодить противнику в висок. Ведущий 1: Сергей Есенин любил русские народные песни, в долгие зимние вечера слушал бабушкины сказки и песни.(слайд 5)
Под окнами
                Костер метели белой,
      Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
   И бабка что-то грустное, степное пела,
Порой зевая и крестя свой рот.
Послушайте песню «Под окошком месяц…»
Ведущий 2: В 1919 году С. Есенин прочитал одно из первых своих стихотворений в Политехническом институте, куда его пригласил друг Мариенгоф. Это стихотворение о революции. Оно называлось «Товарищ». Поэт был в отлично сшитом сером костюме, который подчеркивал его цвета пшеницы буйные волосы и похожие на огромные незабудки глаза. Он читал просто, спокойно, и голос его был звучен и чист- без единой царапающей нотки. Публика была в восторге!( слайд 6)
Ведущий 1: Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. После того как он навестил деревню, он сочинил стихотворение и прочитал его в семье М. Ройзмана. Побывав на родине он не узнал своего деда, тот очень состарился. Мать друга, слушая стихотворение, прослезилась.
 Отрывок их стихотворение « Возвращение на Родину».
Ведущий 2: В 20-х годах в советских учреждениях должности специалистов занимали бывшие царские чиновники, они сидели в финансовых отделах и бухгалтериях.
В 1924году в платежный день, Есенин пришел в Госиздат получить выписанный гонорар. Ему сказали, что в кассе денег нет. Он стал объяснять бухгалтеру, что у его родителей сгорела изба, и ему пришлось построить новую. Бухгалтер слушал поэта, уплетая за обе щеки пирожки с мясом и только пожимал плечами. Есенин снял шубу, шапку и начал читать стихи. В бухгалтерию набежало много народа. И тогда бухгалтер велел выдать ему деньги.   
Ведущий1: Сергей очень любил разыгрывать людей. Однажды в столовой он испугал буфетчицу, притворился пьяным, растрепал волосы, увидя буфетчицу он рванулся к ней и хриплым голосом крикнул, что сейчас перебьет бутылки. Буфетчица охнула и нырнула за стойку. Друзья засмеялись. Сергей подошел к зеркалу, расчесал волосы, надел шапку, застегнул шубу и сказал буфетчице по английски: Гуд бай! Поэтому рождались мифы о том, что он день и ночь бывает нетрезвым.
Ведущий2: Или вот такое: Есенин натуральным голосом захмелевшего человека требовал, чтоб ему подали уху из стерлядей. Официантка Нина подыграла ему, ответила, что стерлядь кончилась! – Наловите, я подожду!- сказал Сергей. В это время к нему подошел М.Ройзман и сказал что нужно идти вниз и подписать отчет. Продолжая игру, Сергей встал и, покачиваясь пошел следом за ним, крикнув  «Продолжение в следующем номере».
Есенин писал об этом в своих стихах:
Оттого, что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
Ведущий1: (слайд 7) Женился Есенин на артистке Зинаиде Райх. Мариенгоф-друг Сергея  ненавидел Зинаиду, а она его. Он был между ними, как между двух огней. В одном из скандалов Есенин что-то сказал в пользу Мариенгофа и Зинаида Николаевна ушла от Есенина. Он очень скучал по детям, трехлетней Тане и полуторагодовалом Косте. Однажды он сказал: «Я женюсь на такой артистке, что все рот разинут!» (Это было сказано за несколько месяцев до встречи с Айседорй Дункан). М.Ройзман спросил его «Почему обязательно на артистке?» Есенин ответил «Хочу, чтобы мой сын был знаменитей меня».
Ведущий 2: Есенину приходилось встречался с бывшей женой из-за детей. Она была уже замужем за директором театра Мейерхольдом. При встречах Зинаида Николаевна говорила, чтобы Сергей не забывал   детей, заботился о них.
  Есенин очень любил свою первую жену. После разрыва с ней он затосковал. Стихотворение «Письмо к женщине» посвящено З.Н.Райх.
Ведущий1: Это стихотворение Есенин напечатал спустя шесть лет после расставания с Зинаидой Николаевной. Он все еще помнит о ней, но в одном он ошибается: она тоже не забыла о нем.
Ведущий 2: Когда Есенин написал и впервые прочитал на публике стихотворение «Письмо от матери», он опустил голову (чего не делал никогда, читая стихи) и произнес их с таким надрывом, как будто у него сердце оборвалось:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой ушел в кабацкий омут.
Ведущий1: (слайд 8) В стихотворении «Собаке Качалова» Есенин пишет о своей незабываемой утрате -  о любви к Зинаиде Николаевне. Меиерхольд с Зинаидой Николаевной часто бывали в гостях у Качалова. И всем понятно, что последние две строки относятся к З.Н.                
Стих «Собаке Качалова» (слайд 9)
Ведущий2: (слайд 10) В конце 1921 г. в Россию приехала Айседора Дункан она организовала школу танцев для детей. С первого взгляда она влюбилась в поэта, да и Есенин не остался к ней равнодушен.
Есенин привел ее в «Стойло Пегаса» (так называлось литературное кафе) поздно вечером. Это была величественная женщина со светлобронзовыми волосами, напоминавшая сошедшую со сцены королеву. Сергей говорил друзьям о заботе Айседоры о нем. Она была намного  старше Есенина, но выглядела намного моложе.
Ведущий 1:Вскоре Есенин и Дункан уехали а Париж. Там они зарегистрировались. Его постоянно мучила тоска по Родине, вернулся в Москву он изнуренным и больным. Лучше России страны он не представляет, хотя Америка произвела на Сергея богатое впечатление, а Россия- нищая. С головой Есенин включился в коммунистическое строительство.
Ведущий 2: Постоянные гастроли Дункан не давали Есенину писать, а она не отпускала его ни на шаг от себя. Есенин пытался даже удрать от нее. Когда приехал к нему друг Кусиков, они убежали и скрылись в одном из частных пансионов.
Айседора четыре дня объезжала все пансионы и поздно ночью ворвалась в тот, где был Есенин. Она перебила хлыстом всю посуду в буфете, все люстры и увезла Есенина. На следующий день предъявили знаменитой танцовщице «страшный счет». Естественно для свободолюбивого Есенина это была невыносимая жизнь и он убедился, что его жена в семейной жизни настоящая собственница. Еще за границей Есенин решил уйти от Дункан. В Москве он несколько раз уходил , но снова возвращался. И в эти трудные дни его подруга Галя Бениславская стала ему опорой. Есенин любил ее как друга и доверял ей во всем, часто писал ей письма. Она видела положительные сдвиги к советской действительности в поэзии Есенина и убедительно и настойчиво поддерживала его. Когда Есенин написал стихотворение «Москва Кабацкая» Луначарский одобрил это стихотворение и предложил ему официально порвать с имажинистами. Есенин согласился.
Ведущий 1:Весной 1925 г. Айседора Дункан сделала представителям желтой печати Германии и Франции «сенсационное» сообщение о своем бывшем муже: «Есенин работает над поэмой о бандитах России и для ознакомления с их бытом и жизнью стал на Кавказе атаманом шайки разбойников». Чего здесь больше: незнания советской жизни или наоборот, знания американского образа жизни, связанного с бандами гангстеров?
Есенин узнал об этом из журнала и в письме Бениславской писал об этом с большим юмором.
Критик того времени Вронский писал, что стихи Есенина слабы и посредственны. Он, конечно, ошибался.
Ведущий 2: «Москва Кабацкая», которое Есенин прочитал в Политехническом музее превратилось в триумф. Послушайте отрывок. Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам. Я всего лишь уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам. Я московский озорной гуляка. По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою легкую походку.  Ведущий1: (слайд 11) Летом 1923 года Есенин отпраздновал помолвку с артисткой камерного театра Августиной Маклашевской. Это была красивая женщина, казалось, что Есенину улыбнулось счастье.
Голубые глаза Есенина, как сапфиры светились голубизной нежности и любви. Друзья радовались за него. И действительно Есенин снова начал творить. Он много произведений посвятил Маклашевской, но брак вскоре распался…
Ведущий 2:После этого Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Она была намного моложе его. Есенин женился, но он не знал хорошо Софью Андреевну. Она заведовала библиотекой Союза писателей, имела сверх меры гордый нрав, требовала соблюдения этикета и беспрекословного согласия с ее мнением. Эти качества были прямо противоположны простоте, великодушию, веселости, озорству Есенина. Они расстались.
М.Ройзман встретил Есенина, не видя его целое лето. Это был неузнаваемый человек. Раньше его глаза при разговоре расцветали: то голубели, то синели, теперь же они были тусклые. Он стал немного сутулиться. И только когда читал в доме печати «Анну Снегину», посвященную Лидии Кашиной, персидские мотивы, «Балладу о 26ти», глаза его сверкали голубым огнем, слегка порозовели щеки, развевались пшеничного цвета волосы.
Ведущий 1: В декабре 1925 г. Есенин лег лечиться в психиатрический санаторий. М.Ройзман решил навестить его, но врач сказал, что у него сегодня было много посетителей и он устал. Приходите дня через три. Через два дня Ройзман зашел в «Мышиную нору» (это литературное объединение в кафе) и глазам своим не поверил: за столиком сидел Сергей, ел сосиски с тушеной капустой и запивал пивом.
Ройзман поинтересовался, как попал он сюда. «Сбежал:- сказал он- Разве это жизнь? Все время в глазах мельтешат сумасшедшие. Того и гляди сам рехнешься».
Ройзман знал, что Есенин страдает ярко выраженной меланхолией, это психическое расстройство, которому сопутствует постоянное тоскливое настроение. Но самое опасное, меланхоликов типа Есенина мучает навязчивая мысль о самоубийстве. Естественно все это усиливается во время одиночества, многие мемуаристы пишут, что Есенин пытался сделать это несколько раз. Если бы так было, об этом бы знали сестры Катя и Шура, Галя Бениславская.
Ведущий 2: Покушение на самоубийство в Ленинграде в гостинице «Анлетер», подстегнутое одиночеством, было единственным и трагическим. Ночью Сергей стучался в дверь номера своих хороших друзей Устиновых, но они крепко спали. Последнее стихотворение С. Есенина, которое он накануне передал ленинградскому поэту Вольфу Эрлиху, было записано кровью. Послушайте стих:
 До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Ведущий1: Будь Есенин в Москве, никогда бы его не оставили в одиночестве да еще на весь вечер и на всю ночь! Утром 28 декабря поэта обнаружили повесившимся в гостиничном номере.
 «Он ушёл молодым, золотым, с плывущими по воздуху нитями волос», - писал о Есенине Юрий Олеша.
   А современник Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал:
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
Ведущий 2: При жизни Есенину было нелегко со стихами (было много завистников и врагов), а что началось после его смерти! Как великого поэта Сергея Есенина разглядели через 30 лет после его смерти. А простая девушка Галя Бениславская осознала величие и силу его стихов тотчас же после их написания. Если Вам удастся прочитать письма (где-то в библиотеках они есть) Бениславской к Есенину и его к ней, перед вами встанет образ девушки, полный самоотречения, самопожертвования и трагической неразделённой любви.
Ведущий1: Спустя немного после смерти Есенина, М.Ройзман увидел Галю за столиком в здании телеграфа. Перед ней лежал чистый бланк для телеграммы, она сидела задумавшись, с ручкой в руке. Она очень похудела даже постарела. Ройзман спросил, не больна ли она?
- Нет, я здорова,- тихо ответила Галя. - Но я каждую минуту думаю, что Сергея Александровича уже нет!
В начале декабря 1926 г. Бениславская покончила с собой на могиле Есенина, выстрелив в себя из старого револьвера, который дал несколько осечек. Она похоронена рядом с могилой Есенина.
Звучит песня «Романс о женщине»
Ведущий 2: Осенью 1927 г. Айседора Дункан трагически погибла, обмотав шею длинным пурпурным шарфом, она села в свой гоночный автомобиль и поехала, шарф трепеща летел за ней, потом, при торможении порхнул вниз в колесо, намотался на него и с силой выдернул Айседору Дункан из мчавшейся машины на мостовую, потащив ее, задушенную за собой.
 Ведущий 1: Лирика Есенина проникнута радостным ощущением родины. Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина.  Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. С самого начала Русь предстаёт как нечто святое – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.(слад 14)
                          Низкий дом с голубыми ставнями,
                          не забыть мне тебя никогда, -
                          Слишком были такими недавними
                          Отзвучавшие в сумрак года.
                          До сегодня ещё мне снится
                          Наше поле, луга и лес,
                          Принакрытые сереньким ситцем
                          Этих северных бедных небес.  
Ведущий 2: (слад 17) Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых, земных перегрузок.
   Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо…              
Послушайте стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»
Ведущий 1: (слайд 18) Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.
   Послушаем «Письмо матери», ласковое и умиротворённое полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца, которое прозвучит как романс «Ты жива еще, моя старушка?» (слайд 19)
Ведущий 1:  Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха.
«Не бродить…»
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожаИ, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук. 
  Ведущий 2: А животный мир у Есенина – часть природы, живой, разумной. У «братьев наших меньших» свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пёс», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «стрекуньи-сороки» накликали дождь…
Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке… И не о покровительстве идёт речь, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»:
                      В переулке каждая собака
                      Знает мою лёгкую походку
               или
                      Каждому здесь кобелю на шею
                      Я готов отдать мой лучший галстук
               или
                      Каждая задрипанная лошадь
                     Головой кивает мне навстречу
               или
                    Я хожу в цилиндре не для женщин…
                    В нём удобней, грусть свою уменьшив,
                    Золото овса давать кобыле
                                                              и так далее…
Ведущий 1: Так Сергей Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии всё многообразие животного мира. 
Ведущий 2: Восток – родина замечательных лириков: Хайями, Саади, Низами, страна роз и тюльпанов, звездочётов. Для страдающей души, утратившей опору, прикосновение к этому – целительно.
Сергей Есенин мечтает побывать в Персии, но туда его не пускают. Остановившись в Батуми зимой 1924-25 годов, Есенин, занавешивал восточными шалями окно и электрическую лампочку в своей комнате, третья шаль оказывалось чалмой -  и мир наполнялся приятными и сладкими ароматами, а симпатичная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, с которой познакомился Есенин, превращается в его стихах в персиянку, зовущую в очаровательную даль.  
   Одно за другим было написано 15 стихотворений, которые и составили цикл «Персидские мотивы».   Послушаем стих «Шаганэ…»
  Ведущий 2: Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердии ко всему живому в мире, мог так чувствовать, так выразить себе своё чувство родины в русском слове.
Многие стихотворения Есенина переложены на музыку. Послушаем песню на стихи Есенина «Отговорила роща золотая….»(слад 22)
 Ведущий1: Стихи Есенина кровно близки нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, глобальные проблемы нашего времени. Его стихи обращены к нам, в завтрашний день человечества. Послушайте стих  «Гой ты, Русь моя родная…»
Ведущий 2: (слайд 23) В 1924—1925 году он написал более шестидесяти лирических стихотворений: "Отговорила роща золотая", "Письмо матери", "Спит ковыль", "Я иду долиной", "Собаке Качалова"... Многие его стихи той поры автобиографичны — это исповедь. В самые трудные минуты жизни Сергей Есенин обращался к верному своему другу, матери: "Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет". Звучит песня «Ты жива ещё моя старушка…»
Ведущий 1: Сегодня каждый из вас открыл в своей душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество. Возможно, кто-то из вас возьмет томик стихов поэта и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства…( слай 25, 26)
Послушайте ещё одну песню «Мне осталась одна забава»
До новых встреч! (слад 27)