В поэтической мастерской Даниила Хармса


Урок по литературе в 5 классе с использованием социоигровых приемов
Тема: В поэтической мастерской Даниила Хармса.
Тип урока: практикум по работе с поэтическим текстом.
Цель: познакомиться с особенностями поэтической манеры Д.Хармса; научиться создавать поэтические стилизации с использованием элементов социоигрового стиля обучения.
Ход урока:
Инициация
Интрига : «Что можно сказать о писателе, который когда-то признался: « Меня интересует только «чушь», только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении». Видимо, и творчество писателя будет посвящено такой «чуши», «нелепым проявлениям». Давайте это проверим.
Работа по карточкам с текстом стихотворения «Иван Топорышкин».
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Приемы работы с текстом:
Блуждание по тексту (найдите повторяющиеся строки и слова в строфах, подчеркните глаголы)
Итак, каждая строка каждой строфы начинается одними и теми же словами. Первая строка повторяется целиком. В начале второй-три слова, в начале третьей-одно, в начале четвертой-два. Оканчиваются вторая, третья и четвертая строки каждой строфы одними и теми же словами, только порядок их меняется. Предлоги на, в сохраняются. Проследим за глаголами: пошёл, перепрыгнул, провалился, попал. Слова прыгают как мячики и как бы играют друг с другом.
Поиск странностей ( что нелепого можно обнаружить в каждой строфе?)
Смысла в строфах нет, идет сплошная игра, забавная и задорная. Нелепость создается очень просто: перестановкой слов.
Передайте сюжет прозой. Прочитайте, что у вас получилось.( Нет смысла, текст построен на и игре слов, забавной и задорной)
Самостоятельно проанализируйте, как делается «нелепое» стихотворение (работа по карточкам, в которой пятиклассники ищут повторяющиеся строки, слова, нелепое, выделяют их, делают выводы).
Добрая утка
Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
А курица на утке.
Троекратный повтор не влияет на общий смысл , но с его помощью создается дополнительный смысл, точнее двусмысленность: либо плыли три цыпленка на трех утятах, либо это удивительное событие произвело на автора такое впечатление, что понадобилось трехкратное повторение для усиления воздействия на читателя.
Финальная строка довершает нагромождение нелепости, она как бы «вырастает» из «цыпленка» и «утенка» в « курицу на утке». Это предел бессмыслицы, хотя определенная абсурдная логика здесь есть: цыпленок и курица по неведомому праву пользуются услугами утят и утки.
5.Создаем «нелепые» стихи, используя приемы Д.Хармса (1.игра слов, 2.повторы строк и слов, 3.нагромождение нелепостей)
1 группа
Шла собака по роялю,
Говоря примерно так:
2 группа
Вы слыхали, на базаре
Чудо-птицу продавали…
3 группа
В зоопарке плачет слон,
Увидал мышонка он…
6.Защита работ и объяснение приемов, при помощи которых они созданы
Предполагаемые варианты стихотворений
1 группа
Шла собака по роялю,
Говоря примерно так:
«Вы поверите едва ли,
Вы поверите едва ли,
Вы поверите едва ли-
Я гуляю натощак».
Здесь использован тот же прием, что и в стихотворении «Добрая утка»; повторили трижды одну строку, чтобы усилить нелепость последней.
2 группа
Вы слыхали: на базаре
Чудо-птицу продавали,
Но богатыми не стали,
Только перья растеряли.
В данном стихотворении использован прием нарастания нелепости в каждой последующей строке.
3 группа
В зоопарке плачет слон,
Увидал мышонка он…
А мышонок веселится:
«Вот как слон меня боится».
Уже в первых двух строках заявлены разные герои: слон и мышонок, сильный и слабый, при этом сказано, что плачет- сильный. Мы довели эту нелепость до абсурда, сказав далее, что мышонок веселится. Последняя строка- снова усиление нелепости.
7 .Рефлексия
1. О чем мы узнали в поэтической мастерской Даниила Хармса?
2. Чему мы научились?
Нелепость- абсурд, ахинея, бессмыслица, белиберда, вздор, галиматья, дичь, дребедень, ерунда, несообразность, околесина (околесица, околесная), чепуха, чушь; абракадабра, сапоги всмятку.
Абсурд- отсутствие смысла
Нарастание-  действие от гл. нарастать.