Конспект урока Ф.И.Тютчев. Стихи о родной природе


Конспект урока по литературе в 5 «В» классе
Подготовила Курицына Татьяна Юрьевна, учитель русского языка МКОУ СОШ №12 г. Лиски

Тема урока: «Ф.И.Тютчев. Стихи о родной природе».
Цели урока:
1. Активизировать восприятие текста. Показать связь поэзии с изобразительным искусством.
2. Развивать творческое воображение и логическое мышление.
3.Возбудить интерес к тексту и письму. Воспитать уважение и любовь к родной природе.
Методы: слово учителя, беседа.
Оборудование: сборники стихов Ф.И Тютчева.

Ход урока.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с Федором Ивановичем Тютчевым , с его стихами о родной природе. Попытаемся увидеть красоту природы во все времена года.
Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года в имении своего отца Тютчева Ивана Николаевича, который принадлежал к древнему дворянскому роду. Еще мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие стихи Тютчева о красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворенная.
Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном ее уголке и ярким, эмоциональном языком описать виденное, выразить свое отношение к изображаемому.
И мне кажется, что нет более точного определения природы, чем слова из стихотворения Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык

- Совершим путешествие по календарю и посмотрим , какой увидел природу Тютчев в разные времена года.
Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал землю. Деревья в лесу словно одеты в белые шубы и шапки.
А каким же увидел зимний лес Тютчев? Об этом нам расскажет Он прочитает стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою» (ученик читает стихотворение).
- Как же поэт называет зиму? (чародейкою).
- Кто такая чародейка? (волшебница).
- Какие слова, строки рисуют сверкание леса в солнечных лучах?
- В каких словах, строках показан покой заснувшего леса?
- Почему автор говорит о лесе не мертвец и не живой? Какие слова, стоящие рядом, помогают ответить на этот вопрос?
- В каких словах стихотворения «Чародейкою зимою» звучит мотив чародейства, волшебства?
- Рассмотрите картину И.Шишкина «Зима». Что сближает ее со стихотворением «Чародейкою зимою»? Опишите лес словами из стихотворения.
-Какие слова можно взять из стихотворения в качестве эпиграфа к картине Шишкина «Зима»?
- Для Тютчева зимний лес ассоциируется с чем-то таинственным, сказочным? Лес зимой спит и терпеливо ждет прихода весны. Пройдет еще немного времени, и ласковое солнце возвестит о приближении весны. Но зима не хочет уступать свои права и спорит с весной. Об этом споре нам расскажет Он прочитает стихотворение Тютчева «Зима недаром злится» (звучит стихотворение).
- В стихотворении «Чародейкою зимою» Тютчев называет зиму чародейкой. А как он называет зиму в этом стихотворении? (ведьмой, врагом).
-Почему поэт ее так называет?
-Да, зима уже всем надоела, хочется весны. Как показаны характеры зимы и весны в стихотворении «Зима недаром злится»?
-Представьте весну в образе молодой девушки и, используя стихотворение «Зима недаром злится», опишите, какой вы ее видите?
-Девушка-весна дарит природе жизнь. Как бы зима не сопротивлялась, все равно потемнеет и начнет таять снег, побегут и зашумят ручьи, лес наполнится радостным криком птиц. Наступит весна.
- О пробуждении природы Тютчев говорит в стихотворении «Весенние воды», которое нам прочитает (звучит стихотворение).
- Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении «Весенние воды»? (о марте)
- Почему вы так считаете? Подтвердите примерами из текста.
-Рассмотрите картину В.Н.Бакшеева «Голубая весна». Какие чувства и настроение вызывает у вас эта картина?
-А что можно сказать о весеннем солнце?
-Посмотрите на картину еще раз. А теперь закройте глаза и представьте, что сейчас весна. Вспомните, каков весенний воздух?
-Весна – это чудо природы, которое приносит нам много света, тепла, радости. Но это не последнее чудо. Пойдемте по страницам нашего календаря дальше. И мы увидим, что природа набрала сил и живет полной жизнью. Наступило лето. Прочитает стихотворение Тютчева о лете «В небе тают облака» (звучит стихотворение)
-Какие слова в стихотворении «В небе тают облака» передают томление жаркого дня?
-Рассмотрите картину Крымова «У мельницы». Определите, какое время года изображено на картине? Опишите картину словами из стихотворения.
-Тютчев и художник Крымов попытались показать нам покой знойного летнего полдня. Но вот что-то случилось в природе? Празднично запылали золотом кроны берез и их нежно-белые стволы. Это пришла задумчивая осень и осыпала все золотом. Прекрасна природа в осеннем наряде. Это не мог не заметить и Тютчев. Послушаем стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной» (звучит стихотворение).
-В каких строках поэт передает необыкновенное ощущение света, прозрачность, сияние дня и вечера?
-Как Тютчев выражает легкое ощущение пустоты и простора?
-Тютчев называет осень дивной порой. А какой увидел осень художник Левитан? Рассмотрите картину Левитана «Золотая осень». (Простым и привычным кажется нам осенний пейзаж Левитана. Художник изобразил неширокую речку, которая спокойна и несет свои воды между невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением; вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и, кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Перед нами расстилается земля, которая покрыта побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов).
-Тютчев и Левитан показали, что осень – это не увядание и не сон природы, природа вечно жива и вечно прекрасна.
3. Итог.
– На этом заканчивается наше путешествие по календарю. За это время мы познакомились с Ф. И. Тютчевым. Узнали, что он любил родную природу и посвятил ей стихи, которые помогли увидеть нам, как прекрасна природа. Поэт говорит о ней с восхищением и гордостью.
-А всегда ли таким является наше отношение к природе? Когда, например, говорим о лесе, мы употребляем глаголы «дал», «дает». Мы привыкли пользоваться дарами природы. Но нельзя только брать, ничего не давая взамен. Приведите примеры последствий губительного отношения к природе. (Примеры). Все мы обязаны бороться с разрушением природы, чтобы через некоторое время могли с гордостью и восхищением обратиться к ней словами поэта:
Шуми, шуми, зеленый лес!
4.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева.
5.Выставление оценок.

15