Конспект урока литературы «Тема свобода и власти в лирике А.С.Пушкина»


Тема свободы и власти в лирике А.С. Пушкина (на примере стихотворения «Анчар»)
Цели и задачи:
1. Формировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.
2. Углубить представления учащихся о вольнолюбивой лирике А.С.Пушкина.
3. Помочь учащимся выявить отношение поэта к власти, свободе и рабству.
4.Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
5. Воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование : Листы А-4, карандаши,текст стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».
Тип урока: урок –практикум.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Психологическая подготовка учащихся.
Рассказ учителя (первичный комментарий к стихотворению.)
Однажды А.С.Пушкин прочитал в одном из журналов статью доктора Фурша о путешествии: «Окрестная земля на 4 или 5 часов езды около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно там никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали..."
«…государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за ядом, а они соглашаются на это, поскольку терять им нечего, в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание».
Данная статья побудила поэта написать стихотворение «Анчар»
3.Знакомство с текстом. Учитель читает текст.
А)Обратите внимание на тему сегодняшнего урока, выделите в ней ключевые слова.
Какие синонимы можно подобрать к словам «свобода» и «власть»? С какими символами ассоциируются два понятия?
СловоСинонимы Символы.
Власть -Несвобода, неволя, рабство ,кабала, зависимость, подчинение, подчиненность, Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания.
Свобода -Воля, независимостьВоздух, море, небо, птица…
(В центре формата А-4 нарисуйте овал, разделите его на 2 части. В одной половине запишите синонимы и ассоциации к слову «свобода»,во второй – к слову «власть».)Как вы думаете,какая тема преобладает в стихотворении?
Цель нашего сегодняшнего урока выявить отношение Пушкина к свободе и власти на примере стихотворения «Анчар»
Б) Подумайте,можно ли это произведение разделить на смысловые части? Если да, то как определить границу между ними?(2 части : мир анчара и мир человека). Запишите в верхней части листа мир Анчара, в нижней мир человека. Можно ли объединить эти миры или нет ? какая сила объединяет их?(сила зла)
Как вы думаете какова идея стихотворения? Для чего поэт написал стихотворение?
( Главная идея – соотнесение страшной силы природы (анчар) и самого страшного зла общественной жизни – самовластья).
Анализ первой части стихотворения Анализ второй части стихотворения
мир анчара, мир природы мир человека
А) Какие художественные средства использует поэт для создания художественной картины в первой и во второй части стихотворения?
- Гипербола – «один во всей Вселенной».
- Эпитеты: чахлой, скупой, зноем раскаленной, мертвую и т.д.
- Сравнения: как грозный часовой. - Эпитеты: властный, бледное чело,хладные ручьи,бедный ,непобедимый,послушливые стрелы
анафора –единоначатие: принёс-принёс
антитеза:владыка-раб.
Б) Каким мотивом пронизано стихотворение?(мотивом смерти)Что помогает его раскрыть? Наблюдение –сравнение.
Первоначальный вариант у Пушкина был другой. Давайте сопоставим эти варианты.
Первоначальный вариант
И тигр, в пустыню забежав,
В мученьях быстрых издыхает.
Паря над ней, орел стремглав,
Кружась, безжиненный спадает.
Окончательный вариант
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет...
Почему поэт остановился на втором варианте?Первая часть стихотворения соответствует мотивам смерти. Картина статична,лишена движения.
Задание: покажите это!
Анчар …. стоит
Яд ….. застывает
Птица не летит
Зверь нейдет.
В пустыне все мертво, безжизненно, неподвижно, - «лишь вихорь черный...».
Но если обычно движение - проявление жизни, то здесь перед нами мрачное движение смерти.)ВЫВОДЫ: Созданные картины глубоко символичны.
Картина пустыни вызывает в нашем сознании не столько представление о каком-то конкретном месте земного шара, сколько представление о безжизненном, враждебном человеку мире.
И анчар не просто дерево смерти. Это символ зла. Давайте посмотрим, как поэт работал над одной строчкой.
«Послал к анчару властным словом».
«Послал к анчару самовластно».
«Послал к анчару властным взглядом».
Почему, как вы думаете, поэт так тщательно подбирал нужное слово?
(Окончательный вариант особо убедительно свидетельствует о покорности раба. Достаточно одного взгляда, чтобы тот пошел на верную смерть: «послушно в путь потек» – для раба выполнить любой приказ владыки так же непреложно, как реке течь.)Если мир анчара статичен, то что мы можем наблюдать в мире человека?
Выпишите глаголы,которые передают динамику.
послал к анчару
послушно в путь потек
возвратился с ядом
принёс смолу
принёс и лёг
умер у ног
ядом напитал
разослал в пределы
в мире людей наблюдается динамика,…но и она приводит в конечном счёте к смерти.
ценой смерти других князь утверждает свою власть
В) Почему, по-вашему, стихотворение открывается картиной одинокого анчара? В) Почему, начиная рассказ об отношениях князя и раба, поэт называет и того и другого «человеком»? Что он хочет сказать этим?
Человек и человек - равные по своей природе, но они - владыка и раб по своему социальному положению. Это противоестественное противоречие.)Изобразите миры, показанные в стихотворении «Анчар»
в верхней части листа изобразите мир анчара. в нижней части листа изобразите символы, помогают раскрыть зло и плоды самовластия в мире человека
(грозный взгляд, стрела, мёртвый раб)
8. Творческая работа.
Почему стихотворение «Анчар» относится к свободолюбивой лирике, хотя в нём нет ни одного слова о свободе? Есть ли в нём «свободные» герои? К чему призывает поэт?
В каких стихотворениях А.С .Пушкина тема свободы раскрыта в полной мере.
9. Защита работ.
10 Домашнее задание. читать поэму «Цыганы»
Индивидуальное задание. Подготовить сообщение по теме «Идеалистический характер Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»