Начальная ступень профессионального самоопределения обучающихся


Шалахина Евгения Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50»,
Республика Хакасия, г. Абаза
Начальная ступень профессионального самоопределения обучающихсяОдним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки РФ сегодня является работа по развитию профессионального образования. Те регионы России, которые добьются существенного прогресса в развитии среднего профессионального образования, будут являться лидерами регионального рейтинга и продемонстрируют высокую социально-экономическую динамику. Акцент в развитии профессионального образования нужно ставить на связь с практикой, с работодателями. Во многих регионах успешно внедряются схемы практико-ориентированного образования.
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие самоопределение трактуется как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов.
Профессиональное самоопределение – это длительный процесс выбора профессии, который, порой, занимает всю жизнь. Процесс формирования профессионального самоопределения происходит, как правило, в старших классах общеобразовательной школы. До него проходит еще несколько условно выделенных этапов:
- дошкольный период, знакомство с профессиями,
- начальная школа продолжает знакомство с профессиями, делая упор на особо востребованных профессиях, помогает осознать роль труда в жизни человека благодаря участию в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.
Профессиональное самоопределение включает в себя несколько аспектов:
Профессиональная информация (или профориентация) – знакомство с профессиями, получение сведений о требованиях к профессии, к личности человека.
Профессиональное консультирование – изучение и сопоставление реальных возможностей и способностей человека с рядом профессий, рекомендации по самоопределению.
Профессиональный отбор – заключение о пригодности к определенному виду деятельности.
Профессиональная адаптация – приспособление к условиям конкретного вида деятельности.
В наши дни проблема профессионального самоопределения становится еще более актуальна. Ее решение во многом ложится на плечи педагога начальных классов. Именно профессиональному информированию или профориентации отводится место в начальной школе. На этом этапе происходит формирование представлений детей о многообразии мира профессий. В своей педагогической практике я активно использую следующие виды профориентационной работы:
- развитие и коррекция способностей и одаренностей обучающихся с целью направления их в определенный вид деятельности,
- экскурсии на предприятия города,
- взаимодействие с центрами дополнительного образования (предоставление учащимся кружков, секций разного направления, которые помогут определиться с приоритетными интересами, организовать свободное время, сформировать мировоззрение),
- интерактивные беседы о профессиях,
- организация внеурочной деятельности учащихся по направлению «Мое будущее. Моя профессия»,
- библиотечные и классные часы с использованием мультимедийных презентаций,
- приглашения на «круглые столы» людей разных профессий,
- квесты, игры-тренинги «Как найти дело жизни»,
- взаимодействие с семьей обучающихся, совместное создание и защита проектов «Профессии в моей семье», «Кем быть?»,
- фотовыставки и выставки рисунков, плакатов «Мир профессий»,
- разработка, создание и распространение буклетов, листовок «Мой выбор», «Я в будущем»,
- участие в тематических конкурсах разного уровня (муниципальный, региональный, федеральный) о профессиях,
- организация трудовых бригад, трудовых акций.
От личностной зрелости выпускников школ, их специфических способностей и склонностей во многом зависит дальнейшее развитие нашего региона. Поэтому формирование личностной позиции, усвоение и укоренение жизненно важных навыков происходит на начальном этапе обучения.
Список литературы
Курнешова Л.Е., Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе. Методическое пособие. – М.: Академия. 2012.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование. 2012.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия. 2007.
Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. – М.: Академия. 2007.