Рабочая программа внеурочной деятельности по бисероплетению «Чудо-бусинка»


Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…
В.А.СухомлинскийДанная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1-4 класса. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятия 45 минут.
Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Курс обучения бисероплетению планируется на четыре учебных года. Данная программа рассчитана на детей 1-4 класса. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.
В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на городской выставке.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5.Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
Индивидуальная работа;
Экскурсии;
Праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Программа курса дает возможность достижения результатов первого уровня и частично второго.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
тестирование;
анкетирование;
демонстрации;
- выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Оформление:
таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.
Организация рабочего места.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.
Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.
Материалы:
*  Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  
* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 
* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
* алебастр для заливки.
* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  
* кусачки для отрезания проволоки;
* ножницы для бумаги и ниток;
Календарно-тематическое планирование
1-й класс
№ п\пТема занятия. Виды деятельности на уроке. Количество часов Дата проведения
1. Вводное занятия. Знакомство с искусством бисероплетения, понятием бисер, рубки, стеклярус. История бисероплетения. Ознакомление с правилами техники безопасности. Теория 1 Работа с проволокой.
2. Овощи, фрукты, ягоды
«Арбуз»
«Груша»
«Яблоко»
«Огурец » 1
1
1
1 3. Зайчик с морковкой
«Зайчик»
«Морковка»
Панно «Зайчик с морковкой» 1
1
1 4. Цветочная поляна
«Сирень»
«Цветочек»
«Нарцисс»
Панно «Цветочная полянка» 1
1
1
1 5. Небосклон
«Месяц»
«Солнышко»
Панно «Небосклон» 1
1
1
6. Снегопад
«Лучистая снежинка»
«Резная снежинка»
«Пушистая снежинка»
«Снежинка-звездочка»
«Ажурная снежинка»
Панно «Снегопад» 1
1
1
1
1
1 7. Насекомые
«Стрекоза»
«Бабочка»
« Паучок»
Панно «Насекомые» 1
3
1
1 8. Подводный мир
«Рыбка»
«Рыбка»
«Рыбка»
Панно «Подводный мир» 1
1
1
1 9. Выполнение изделия по замыслу 1 10. Подготовка и проведение выставки 2 Итого 34ч. Календарно-тематическое планирование
2-е классы
№п/п Название тем, разделов Количество часов Дата
Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения. 6 часов 1. Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.
Инструктаж по технике безопасности. 1 Основные способы плетения. 2. Способы параллельного и спаренного плетения. 1 3. Способ плетения «коралл» 1 4. Способ плетения «скрутка» 1 5. Способ плетения «низание дугами» 1 6. Способ плетения « низание петлями по кругу» 1 Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. 27 часов 7,8 Плоские фигурки. Рыбка 2 9 Панно «Мой аквариум» 1 10 Стрекоза 1 11,12 Бабочка 2 13,14 Цветы 2 15 Панно «На лугу» 1 16 Снежинка 1 17,18 Объемные фигурки животных. Змейка. 2 19,20 Божья коровка 2 Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций. 21,22 Плетение лепестка по схеме 2 23 Варианты изменения формы листа. 1 24,25 Подснежник 2 26 Колокольчик 1 27,28 Фиалка 2 29 Композиция «Букет» 1 30,31 Плетение на проволоке. Ветка рябины 2 32,33 Дерево из бисера. Берёзка. 2 34 Выставка работ 1 Итого 34 ч. Календарно-тематическое планирование
3-е классы
№п/п Название тем, разделов Количество часов Дата
Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения. 6 часов 1. Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.
Инструктаж по технике безопасности. 1 Основные способы плетения. 2. Способы параллельного и спаренного плетения. 1 3. Способ плетения «коралл» 1 4. Способ плетения «скрутка» 1 5. Способ плетения «низание дугами» 1 6. Способ плетения « низание петлями по кругу» 1 Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. 27 часов 7,8 Плоские фигурки. Дельфин 2 9,10 Рыбка 2 11 Панно «Морские жители» 1 12 Стрекоза 1 13,14 Бабочка 2 15,16 Цветы 2 17 Божья коровка 1 18 Панно «Цветочная поляна»» 1 19,20 Объемные фигурки животных. Мышка. 2 21,22 Крокодил 2 Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций. 23,24 Плетение лепестка по схеме 2 25 Варианты изменения формы листа. 1 25,26 Роза 2 27,28 Лилия 2 29, 30 Ромашка 2 31 Композиция «Букет» 1 32, 33 Плетение на проволоке.
Дерево из бисера. Осенняя берёзка. 2 34 Выставка работ 1 Итого 34 ч. Календарно-тематическое планирование
4-е классы
№п/п Название тем, разделов Количество часов Дата
Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения. 6 часов 1. Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.
Инструктаж по технике безопасности. 1 Основные способы плетения. 2. Способы параллельного и спаренного плетения. 1 3. Способ плетения «коралл» 1 4. Способ плетения «скрутка» 1 5. Способ плетения «низание дугами» 1 6. Способ плетения « низание петлями по кругу» 1 Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. 27 часов 7,8 Плоские фигурки. Коза 2 9,10 Козлята 2 11 Волк 1 12 Стрекоза 1 13 Бабочка 1 14,15 Оса 2 16 Панно по сказке «Коза и семеро козлят»» 1 17,18 Объемные фигурки животных. Ящерица 2 19,20 Дельфин 2 Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций. 21,22 Плетение лепестка по схеме 2 23 Варианты изменения формы листа. 1 24,25 Нарцисс 2 26,27 Орхидея 2 28, 29 Подсолнух 2 30 Композиция «Букет» 1 31, 32 Плетение на проволоке.
Дерево из бисера. Ёлка. 2 33 Плетение по замыслу 1 34 Выставка работ 1 Итого 34 ч. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Бисер. Базулина Л.В., Новикова И.В. Ярославль: Академия развития, 2003г.
2.Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г
3.Бисер для детей игрушки и украшения. Виноградова Е.Г.: Москва ЭКСМО 2004
4.Бисер. Ляукина М.В. Москва «АСТ-ПРЕСС»2006г.
5.Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом «Литера», 1999 г.
6.Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки. Ляукина М.В М.: Издательский дом МСП, 2003.
7.Подарки своими руками Агишева Т.А., Матюхина Ю.А., Матюшкина О.Л. Ярославль: Академия развития 2009 г.
8. Фигурки из бисера. Белов Н.В. Минск «Харвест»2010 г.
9. Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.
10. Цветы и деревья из бисера. Стольная Е.А. М.: «Мартин»,2006 г.