Учебная программа доп. образования Избранные вопросы языкознания


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по программе дополнительного образования
«Избранные вопросы языкознания»
Пояснительная записка
Данный курс направлен на повышение лингвистической компетенции учеников. Это позволяет неформально подойти к решению сложной задачи – сформировать у детей собственный взгляд на язык.
Цели курса:
формирование, воспитание коммуникативной личности;
создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами;
формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
Школьники получают представление о роли языка в жизни общества, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире. В процессе работы курс, ставящий целью в первую очередь языковое развитие школьников, приобретает общеобразовательное значение, т.к. способствует также развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Перечислим основные направления повышения лингвистической компетенции и предметные области, с которыми они связаны:
1) сообщение новых сведений о языке в целом (связь с историей, культурологией);
2) сопоставление фактов и явлений из русского и иностранных языков (связь с изучением иностранных языков и культурологией);
3) сопоставление явлений одного языка в диахроническом аспекте (связь с историей, социологией, культурологией);
4) сопоставление явлений разных уровней русского языка (систематизация, углубление и расширение сведений из базового курса русского языка).
Кратко охарактеризуем содержание разделов курса. В первом речь идет о языке «как таковом», что получает воплощение в темах: «Язык как знаковая система», «Язык и общество», «Происхождение языка», «Языки живые и мертвые, искусственные и естественные». В этой же части курса дается обзор языков мира, в первую очередь индоевропейской семьи.
Во втором разделе материал касается конкретных единиц разных языковых уровней – звуков, слов, предложений и т.д. Здесь также привлекаются примеры из русского и иностранных языков. Назовем некоторые темы: «Соотношение звуков и букв в разных языках», «Причины заимствования слов и жизнь слова в чужом языке», «Элементы значения слова», «Грамматические категории в разных языках» и др.
Третий раздел в основном связан с практическим применением полученных лингвистических знаний. На уроках, посвященных стилистике, обсуждается, как сделать свою речь уместной, соответствующей конкретным ситуациям. На уроках по культуре речи ученики получают представление о языковой норме, о том, что норма может изменяться, а также учатся видеть типичные речевые ошибки и классифицировать их. Материал уроков по истории русского языка отражает потребность учеников узнать не только, как грамотно говорить и писать на родном языке (эти задачи решаются на уроках русского языка), но и почему мы руководствуемся именно такими правилами. Например, один только урок «Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому» помогает детям понять, откуда в современном русском языке взялись беглые гласные, непроизносимые согласные, нулевые окончания и др.
Формы и методы работы: лекция, беседа, наблюдение, практическая работа, исследование. На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
Проверка знаний проходит в виде игр (пресс-конференции, круглые столы), презентаций творческих работ.

Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать основы науки о языке;
Знать основные лингвистические термины;
Уметь работать со словарями и справочной литературой;
Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания.
№ Наименование раздела и темы программы Кол-во часов
1 Лингвистика – наука о языке 1
2 Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система 1
3 Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения 1
4 Происхождение языка 1
5 Живые и мёртвые языки 1
6 Естественные и искусственные языки 1
7 Языки и диалекты 1
8 Предпосылки возникновения письма 1
9 Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо 1
10 Переход к звуко-буквенному письму 1
11 Сравнительно-исторический метод в языкознании 1
12 Праиндоевропейцы и их языки 1
13 Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки 1
14 Славянская и балтийская группы 1
15 Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки 1
16 Германские и романские языки 1
17 Другие языковые семьи. Мировые языки 1
18 Пресс-конференция по теме «Классификация языков» 1
19 Уровни языка. Фонетический уровень 1
20 Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека 1
21 Гласные и согласные. Фонема 1
22 Ударение и интонация 1
23 Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция 1
24 Круглый стол по теме «Фонетический уровень языка» 1
25 Слово – основная единица языка 1
26 Значение слова. Многозначность 1
27 Виды переносных значений 1
28 Деление слов на классы. Тематические группы слов 1
29 Лексический разбор слова 1
30 Семинар по теме: «Слово и его значение» 1
31
32 Систематизация и обобщение изученного2
Итого: 32 часа
Учебно-методическая литература:
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001
Гудков Л. Литература как социальный институт. – М., 1994
Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001
Кожевников В. М., др. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994
Панов М. В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 2001
Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. – М., 1980