Презентация по проблемной теме- Проблемные методы обучения на уроках истории и обществознания.


ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ         В реальной жизни достаточно часто, правильнее сказать – ежедневно возникают проблемы в общесоциальной деятельности. По ряду обстоятельств и прежде всего  из – за нехватки времени  мы не имеем возможностей для их полноценного исследования, но принять оптимальные решения мы обязаны, и в некоторых случаях как можно быстрее. По своему содержанию возникающие проблемы чаще всего носят межпредметный характер, вряд – ли у кого -  либо из нас постоянно возникают исключительно математические и исторические проблемы. Жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому определен свой сценарий и свои проблемы, очень часто не имеющие аналогичных решений. В результате в литературе аналогов не найти, перебором вариантов ничего не угадывается, остается решать, а методами решений многие из нас владеют не в достаточной степени. К счастью, в наших школах методы решения проблем начинают занимать достойное место в учебном процессе, все более вытесняя информационно – репродуктивный метод, при использовании которого основной упор делается не на формирование проблемно ориентированного мышления, а на развитие памяти через запоминание больших объемов информации. Очень важным на данном этапе является включение в учебный процесс важнейших аспектов подготовки ученика к жизни в технологическом обществе – умение формулировать и решать возникающие в жизни проблемы. Данная ситуация побудила меня начать использовать метод проблемного обучения на уроках истории и обществознания.         ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СИСТЕМА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, В ОСНОВУ КОТОРОЙ ПОЛОЖЕНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ И ПРИВЛЕЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.         ПОД УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ПОНИМАЮТ ЗАДАЧУ, ВОПРОС ИЛИ ЗАДАНИЕ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ПОЛУЧИТЬ ПО ГОТОВОМУ ОБРАЗЦУ. ОТ УЧЕНИКА ТРЕБУЕТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ К РЕШЕНИЮ ЭТИХ ЗАДАЧ.             Развитие личности ребенка зависит не только от его врожденных способностей, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится школе и, в частности, урокам обществознания. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка собственной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысления возможно только при использовании проблемного метода изучения.  Современное обществоведческое образование предполагает усвоение школьниками этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих ценностей. Существует понятие обществоведческие науки, которое включает множество отдельных отраслей научного знания.         Если пойти по пути зазубривания некой суммы знаний о разных сферах человеческой деятельности, изучить основы не одной, а нескольких из этих наук будет, мягко говоря, затруднительно. Это один из аспектов внедрения метода проблемного обучения.        Вторым аспектом внедрения метода проблемного обучения является сама структура познавательной деятельности человека, которая включает в себя два познания. ПРОЦЕСС  ПОЗНАНИЯ   УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мысли, в которой логически связываются суждения. СУЖДЕНИЕ – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается                     что – либо.  ПОНЯТИЕ – мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.РАЦИОНАЛЬНОЕ  ПОЗНАНИЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ – чувственный образ предмета без его непосредственного                                      воздействия. ВОСПРИЯТИЕ – отображение в сознании целостного образа предмета. ОЩУЩЕНИЕ – определение внешних признаков предметаЧУВСТВЕННОЕ  ПОЗНАНИЕ Человек, который смотрит новую серию «мыльной оперы», узнает много нового о судьбе героев сериала.  Можно ли назвать эту деятельность познание? Третьим аспектом необходимого внедрения проблемного метода обучения является тот факт, что в современном обществе подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в том изобилии информации, которую необходимо переработать критически и самостоятельно придти к правильному решению. Именно метод проблемного обучения позволяет учащимся приобрести следующие умения и навыки: УМЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА1.   сформулировать проблему, определить цель работы2.   провести самостоятельную работу по подбору научного, исторического, критических статей3.   выявить различные точки зрения на проблему, сопоставить их, дать анализ4.   уметь дать собственную оценку изученной проблеме. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА               В результате изучения обществознания ученик должен уметь- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей;- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;- первичного анализа и использования социальной информации;- сознательного неприятия антиобщественного поведения.                               МЕТОДЫ  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ1.   Метод проблемного изложения.2.   Метод проблемной беседы. В  проблемном изложении проблему ставит и решает учитель. Он не просто излагает материал, а размышляет над проблемой, рассматривает возможные подходы и пути решения. Учащиеся учатся  логике рассуждения, анализу, глубже усваивают материал. Его применяют, когда материал слишком сложный и новый для того, чтобы организовать беседу.     Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов. Поисковая беседа может быть использована в тех случаях, когда ученики обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.  Чаще всего поисковая беседа  охватывает не весь материал, изучаемый на уроке, а какую – то его часть. Хотя бывают и такие темы, где изучение может быть организовано полностью в форме поисковой беседы.      Сегодня каждый человек имеет возможность ощущать себя активным субъектом общественной жизни. Но эта возможность может быть реализована только личностью, обладающей различным политическим сознанием, владеющей навыками защиты своих интересов, прав и свобод, ориентирующийся в сложных перипетиях современной политической борьбы и способной как предъявлять свои требования к государственным органам, так и осознавать свою гражданскую ответственность. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Всем удачи, везенья и здоровья!!!