Звуки и буквы русский язык 2 класс


9.10.2014г.
Русский язык
Тема: Фонетика. Звуки и буквы
Цели: добиться усвоения темы «Звуки и буквы»; определить смыслоразличительную роль звуков и букв в словах; развивать аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию; воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе; активизировать творческие способности учащихся.
Ход урока
1.Орг. момент
Распределение по группам, проведение игры «Животные и их детёныши». Учащиеся вразброс берут карточки с изображениями животных, затем собираются в группы по классификации.
Распределение обязанностей в группах (определяют самостоятельно роли каждого участника в группе: лидер группы, спикер, секретарь, художник – оформитель, наблюдатель).
Постановка целей урока (презентация на слайдах по повторению темы «Речь», схема речи (заполнение в группе)). Определение темы урока.
2.Актуализация знаний.
«Блиц – опрос» по пройденному материалу:
Звуки природы, голоса животных (ТСО)
- Определите, что мы с вами сейчас слышали?
- А что мы знаем о звуках?
- Какие бывают звуки?
- Как мы их различаем?
-Чем отличаются гласные от согласных?
Сейчас я предлагаю вам (по парам) выполнить задания по карточкам (определение временного регламента). Поменять буквы местами так, чтобы получились названия животных или птиц.
Собери из букв слова – названия животных. Запиши их: емдевьд, ацукин, фриаж
Собери из букв слова – названия животных. Запиши их: бурз, зока, висьняСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: шокак, мотебег, лоень
Собери из букв слова – названия животных. Запиши их: шаик, сёло, абезоньяСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: ворока, росока, емдевьдСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: сугь, басока, ловкСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: соль, сали, бейровоСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: ликрок, аязц, шадьлоСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: занфа, кабел, висьняСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: царику, банка, абезоньяСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: ток, кату, шадьлоСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: браез, рабан, лоеньСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: цаво, итгр, соль
Собери из букв слова – названия животных. Запиши их: бажа, тупех, сугьСобери из букв слова – названия животных. Запиши их: жиёк, бёрбо, льмо3. Реализация
Объяснение нового материала ( лекция с элементами беседы (адаптирование для всех) )
Сегодня мы повторим знания о звуках и буквах, научимся отличать звуки от букв. Соотносить количество звуков и букв в словах.
Рассмотрите рисунок. Герои какой сказки на нем изображены? Составь по рисунку предложения о лисе и произнесите его. Сколько в нем слов? Кто изображен на рисунке, кроме лисы? Ответьте одним словом.

Из каких звуков состоит слово-ответ? Произнесите это слово.
Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? Из звуков человеческой речи! Эти звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.
В русском языке существуют определенные обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках.
Прочитай. Какая буква заблудилась?
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Прочитай стихотворение, заменяя эту букву правильной буквой.
Обрати внимание! В слове каждый звук и каждая буква имеют свое место! И если ты заменишь один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.
А есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звуков? Какие это буквы? Значит мы можем сказать, что не всегда количество звуков и букв в словах совпадает?
Перед вами лежат постеры, которые я предлагаю вам заполнить. Вам необходимо представить в виде рисунков, понятия звуки и буквы (учащиеся заполняют постеры).
Проведение ролевой игры «Звуки и буквы»
Учащимся раздаются карточки с написанными буквами и транскрипцией букв, т.е. звуками. По команде учителя «звуки», ученики выбегают и строятся в одну команду. То же самое проделывается с командой «буквы». Далее дается задание найти пары, или тройки, букв и их звуков.
Физминутка «Бегемот»
Индивидуальная работа по учебнику (стр. 27 упр. 67) выписать слова, определить количество звуков и букв в словах.
4.Рефлексия
Учащимся предлагаются цветные стикеры, на которых они опишут свое мнение по пройденному уроку по принципу «две звезды – одно желание», оформляют на доске цветок из стикеров.
емдевьд, ацукин, фриаж
_________________________
бурз, зока, висьня_________________________
шокак, мотебег, лоень
_________________________
шаик, сёло, абезонья_________________________
ворока, росока, емдевьд_________________________
сугь, басока, ловк_________________________
соль, сали, бейрово_________________________
ликрок, аязц, шадьло_________________________
занфа, кабел, висьня_________________________
царику, банка, абезонья__________________________
ток, кату, шадьло__________________________
браез, рабан, лоень__________________________
цаво, итгр, соль
__________________________
бажа, тупех, сугь__________________________
жиёк, бёрбо, оньк__________________________