Рабочая программа ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2кл ПНШ- 67ч


Ростовская область, Багаевский район, п. Садовый,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
на заседании МО
__________
Вершакина Н.И.
Пр. № _ «__»__ 2016 г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР
__________
Бречалова И.В
.«___»______2016 г. «Утверждаю»
директор школы
__________
Щебуняева Т.Д.
«___»____2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Начальное образование -2 класс
Количество часов -67 ч.(68)
Учитель - Орлова С.В.
Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, на основе «Программы по учебным предметам (в2-х частях)» Сост. Агаркова Н.Г. и др.; Р.Г.Чуракова и др. -М., Академкнига/Учебник
Программа рассчитана на 1 год обучения ,68 часов,2 часа в неделю.При составлении календарно-тематического планирования учтены и не внесены в календарно-тематическое планирование государственные праздники (выходные дни), совпадающие с учебными днями: 9 мая. В связи с этим будет проведено 67 уроков. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
Планируемые предметные результаты изучения курса «Окружающий мир»
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Ученик научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно -научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Ученик научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Ученик научится:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника - находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья; осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Содержание учебного предмета
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина - Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Содержательный блок «Человек и природа»:
классификация объектов окружающего мира;
выделение отличительных признаков живой природы;
распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы);
обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы;
изучение разнообразия растений и животных родного края;
осуществление посильных осенних работ на участке;
сбор природного материала;
проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа;
работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);
самостоятельное маркирование;
уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах;
знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус;
выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля;
усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений;
расширение представлений о значении воды для жизни на Земле;
определение в ходе опытов свойств воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств;
обсуждение особенностей процесса питания растений;
высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп);
выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих;
подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края;
-обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей
в саду;
составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края;
дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов;
обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности);
классификация отличительных признаков животных разных групп;
повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей; освоение новой информации;
углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме;
повторение и расширение знаний о диких животных;
знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной;
обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы»; выяснение, чем человек отличается от других живых существ; установление признаков сходства и отличия людей друг от друга;
проведение наблюдений, постановка опытов.
Содержательный блок «Человек и общество»:
участие в исследовательской деятельности;
проведение сравнений, выбор правильного ответа;
работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);
самостоятельное маркирование;
-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;
обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе;
знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме;
-знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники;
удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве;
ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой;
изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села);
‘т- расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах;
изучение родословной;
рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи;
воспитание любви и уважения к родной стране, ее законам и символам;
моделирование (составление маршрута экскурсии).
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
знакомство с правилами поведения в ходе проведения экскурсий;
приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов;
понимание важности здоровья для человека; формирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье; воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
получение основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека;
обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье;
знакомство и применение основных правил личной гигиены;
классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках: выявление мер по их предупреждению;
использование основных правил дорожного движения;
моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами;
обсуждение проблем, связанных с соблюдением правила безопасности в своем доме; правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками; правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Перечень обязательных практических, контрольных
и других видов работ
2 класс
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Учебно-тематический план
№ Содержание учебного курса Кол-во часов
1 Человек и природа 40
2 Человек и общество 24
3 Правила безопасного поведения 4
Итого 68
Календарно-тематическое планирование

урока Тема урока Домашнее задание Дата
проведения
учебник тетрадь хрест. План Факт
1 Инструктаж по Т.Б. Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам С. 6-8 с. 2 03,09 2 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы С. 9-10 с. 3 06,09 3 Мир живой и неживой природы. Советы старших С. 11-12 10,09 4 Осенние работы на пришкольном участке Подготовить рисунки по результатам экскурсии 13,09 5 Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике С. 13-15, таблица с. 4 17,09 6 Опыт и наблюдение С. 15-16 20,09 7 Земля. Модель Земли С.17-20 с.5-6 с 7-12 24,09 8 Почему на Земле день сменяется ночью? С. 20-23 с.7-8 с 12-15 27,09 9 Звезды и созвездия С.23-28 с. 9-10 с. 15-21 01,10 10 Планеты С. 29-32. Подготовить сообщения о Земле, Луне с. 11-13 с 21-27 04,10 11 Движение Земли вокруг Солнца С. 33-34 с. 13-16 08,10 12 Как связана живая и неживая природа? С. 35-41. Подобрать приметы о природе с 27-29 11,10 13 Условия жизни на планете Земля С.41-44 15,10 14 Свойства воздуха С.45-49 с. 17-18 с. 29-30 18,10 15 Кому и для чего нужна вода? С. 50-52. Сообщения об источниках воды с. 19-20 22,10 16 Вода и ее свойства С. 52-58 с. 21-23 с. 31-33 25,10 17 Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» С. 59-60 29,10 18 Условия, необходимые для развития растений С. 61-63. Правила ухода за растениями с. 24-25 01,11 19 Корень, стебель и лист С. 63-66 с. 26-27 с.33-36 12,11 20 Питание растений С.67-70 с. 28 с. 36-38 15,11 21 Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения» С. 71-72 19,11 22 Цветковые и хвойные растения С.73-75 с. 29-30 с. 39-45 22,11 23 Папоротники, мхи и водоросли С.76-80 с. 30-33 с. 45-50 26,11 24 Красная книга России. Правила поведения на природе С. 81-85. Конкурс на лучший экологический знак года с. 34-35 с. 119-124 29,11 25 Обобщение по теме «Разнообразие растений» С. 86 03,12 26 Для чего люди выращивают культурные растения? С. 87-91. Подготовить загадки о растениях с. 36-38 с. 51-56 06,12 27 Какие части культурных растений используют люди? С. 92-93 с. 57-63 10,12 28 Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? С. 94-97 с. 39-41 13,12 29 От чего зависит урожай зерновых? С. 97- 100 с. 42-43 с.57-61 17,12 30 Растения сада С.100-102 с.44 20,12 31 Сколько живут растения? С. 102- 104. Составить таблицу с. 45 24,12 32 Размножение растений своими частями С.105- 106 27,12 33 Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» С.107- 10З 14,01 34 Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? С. 109- 112 17,01 35 Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов С.113- 115 с. 46-47 с. 63-69 21,01 36 Как правильно собирать грибы? С. 115- 117 24,01 37 Разнообразие животных С. 5-8. Подготовить рассказ о животных 2 ч. с. 2-3 28,01 38 Насекомые С. 9-11 с. 4-5 с. 69-72 31,01 39 Рыбы С. 12-14. Сообщения о рыбах родного края с. 6-9 с. 73-76 04,02 40 Земноводные С. 15-17 с. 10-12 с. 77-83 07,02 41 Пресмыкающиеся С. 18-20 с. 13-15 с. 83-88 11,02 42 Птицы С. 21-23. Птицы родного края с. 16-19 с.89-95 14,02 43 Звери С. 24-26 с. 20-22 с. 93-104 18,02 44 Как животные защищаются С.26-28 с. 23-25 с. 105-110 21,02 45 Домашние животные С. 29-31. Наблюдение за домашними животными с. 26-27 с. 111-118 25,02 46 Живой уголок С.32-34 с. 28-30 28,02 47 Урок-экскурсия на станцию юннатов Приготовить рисунки по материалам экскурсии 04,03 48 Значение диких животных С. 35-38 с. 31-32 07,03 49 Человек в ответе не только за тех, кого приручил С. 39-40 с. 33 11,03 50 Заповедники или заказники родного края.
Обобщение по теме «Человек и животные» С. 41-42. Нарисовать экологические знаки 14,03 51 Про тебя С. 43-48 с. 34-35 18,03 52 Что умеет человек? С.49-53 с. 36 21,03 53 Расти здоровым С. 54-59 с. 37-38 с. 125-128 01,04 54 Питание и здоровье С.60-65 с. 39 - 41 04,04 55 От кого зависит твой режим дня? С.66-69 с 42-44 08,04 56 Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы» С. 70 11,04 57 Чистота - залог здоровья С. 71-76 с. 45-46 15,04 58 Берегись простуды! С. 77-79 с. 47-48 18,04 59 Твоя безопасность на улице С. 80-85 с. 49-50 22,04 60 Твоя безопасность дома С. 86-90 с. 51-52 25,04 61 Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» С.91-92 29,04 62 Имя города, села, поселка С.93-97 с. 53-54 с. 129-130 02,05 63 История Московского Кремля С. 98- 101 с. 55 с. 131-132 06,05 64 Экскурсия в город С.103- 106 с. 56-57 с. 137-144 13,05 65 Общий дедушка С.107- 109.Создание своей родословной с. 58-59 16,05 66 День Победы С. 110- 113 с. 60 20,05 67 День Конституции. Обобщение по теме «В родном краю» С. 114— 117 С.118— 121 с. 61-63 23,05