Технологическая карта урока биологии 5 класс Общая характеристика грибов.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Слободчиковская основная общеобразовательная школа»
«Общая характеристика грибов»
(разработка урока по биологии)
Учитель: Сивоха Наталья Геннадьевна
2016 г.
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного.
Технологии урока: элементы технологии проблемного диалога.
Цели урока:
Образовательные: формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животныхРазвивающие: выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Воспитывающие: выработка умения осознанно трудиться над поставленной целью;
воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность
Задачи: подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения;
определить их роль в природе и жизни человека
Предметные результаты:
 формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их
жизнедеятельностью;
 формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «знаем -не знаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая
Методы: диалогический( словесные), наглядный, поисково-исследовательский
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, муляжи шляпочных грибов, таблица « Строение и многообразие грибов», лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата; микроскопы (световой, цифровой). учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация прежних знаний.
3. Актуализация знаний
4. Постановка учебной задачи.
5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
6. Физ. минутка.
7. Закрепление изученного материала.
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 минута).
- Добрый день ребята. (слайд1)
Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Биология сейчас. Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. 
Ребята, обратите внимание на солнышко, которое ласково нам улыбается.
Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Я думаю, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.
2.Актуализация прежних знаний. (4 минуты)
Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Дети отвечают (бактерии)
Ребята, назовите бактерии, которые активно использует человек (бактерии гниения, почвенные бактерии, молочно-кислые бактерии). К вредным относятся болезнетворные бактерии.
Давайте, послушаем, что они расскажут нам о себе (ребята читают стихи)
Бактерии гниения
Мы - бактерии гниения.
Нас не любят, к сожалению.
Портим мы у вас продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Портим всё: бумагу, сено.
Но нужны мы, несомненно:
Санитары мы Земли.
Трудимся без устали.
Кто уходит в мир иной,
Превращаем в перегной.
Мы - почвенные бактерии.
Молодцы вы, но без нас
Не смогли бы жить растения.
Перегной мы после вас
Превращаем в удобрения
Минеральные. И вот
Корень в почве их найдёт,
В лист зелёный передаст.
Лист для всех живых создаст
Органическую пищу:
Для животных, человека,
Для бактерий и грибов.
Потому без лишних слов
Мы, признайте, лучше всех. 
Мы - «молочнокислые бактерии»
Я главней! Ты - почвы житель.
Я же в почве жить не стану.
Превращаю в сыр, в сметану
Я парное молоко.
А ещё капусту сквашу,
Огурцы, томаты ваши
Сохраню я много дней.
Кукурузу, что скосили,
Превращу я в сочный силос.
Ну, скажите ж, кто нужней?!
Давайте дадим слово бактериям, которые вызывают страшные заболевания.
«Болезнетворные бактерии»
Мы тоже живём в кишечнике.
И с нами болеет он.
Я - палочка дизентерийная,
Холерный я вибрион.
Попробуй, не вымой руки,
Мы сразу тебя найдём.
Уж мы нe умрём от скуки.
Мы живо тебя изведём!
(презентация: «Значение бактерий»).3. Актуализация знаний (4 минуты) - выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока) (презентация к уроку «Царство грибов») – слайд 1А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь
Что за чудище такое?
Есть поменьше, есть побольше.
Можно встретить под берѐзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
2 вариант
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек
Шляпка есть – нет головы.
- Совершенно верно - это гриб
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 2)
3. Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):
(на листочках)
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 3)
(Дети отвечают: Царство грибов)Тема урока: Царство Грибов. Общая характеристика грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока). (слайд 4)
4. Постановка цели урока.
Постановка учебной задачи. (4 минуты)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.
( слайд 5)
5.Усвоение новых знаний. 5 мин
Почему грибы выделили в отдельное царство.– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Связывали появление грибов с ударом молнии. Другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства:“Растения” и “Животные”. А куда отнести грибы? Что это такое? Какие формы грибов встречаются в органическом мире? Почему их выделили в особое царство? Чем они отличаются от других царств органического мира?
Грибы, являясь особой группой живых организмов, имеют черты сходства, как с растениями, так и с животными. С древнейших времен грибы играли в питании человека очень важную роль. Ясно, что ещё охотники и собиратели доисторической эпохи знали как об их питательных свойствах, так и о содержании яда во многих видах. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.
Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами.
Первым изображением гриба специалисты считают наскальный рисунок в египетской царской гробнице, относящийся к 1450 году до н.э.
На исходе Средневековья, когда начали бурно развиваться все естественные науки, возникли принципиально новые положения и в науке о грибах. Многие ученые старались классифицировать известные к тому времени виды, разделили их на съедобные и ядовитые и начали распределять внешне сходные виды по семействам.
Так появилась наука, которая занимается изучением грибов, называется она – микология. (слайд 6,7,8)
Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы (слайд 9)
- Как вы думаете, почему они получили такое название?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек
Шляпка есть – нет головы.
6. Просмотр нового материала
7.Самостоятельная работа с учебником (5 мин).
Работа в листах самоконтроля (задания групповые по рядам)
Каждой группе даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из группы.
Задания для первой пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.
Задание для второй пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.
Задание для третьей пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.
Задание для четвертой пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 69 «Роль грибов в природе и жизни человека» и подготовьте выступление . Заполните таблицу в ваших листочках.
9. Выступление 1 группы (слайд 10)
Выступление 2 группы (слайды 11, 12, 13)
Выступление 3 группы (слайд 14)
Выступление 4 группы (слайды 15,16,17)
10.Физ. минутка. (слайд 18) 1 мин.
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
« Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки из грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».
Закрепление изученного материала . 5 мин
1. Новые термины
2. Мозговой штурм
- Итак, что вы узнали о грибах»?
- Как грибы питаются?
- Как грибы размножаются?
3. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Выбрать правильное и неправильное суждение (слайд 19)
1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
2.Гифы - это корни
3.Все грибы растут в лесах
4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов.
5.Все грибы - это многоклеточные организмы
6.Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей- гифов
7Ггрибы-низшие растения
8.В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин
9. Грибы - гетеротрофы
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные
Проверь себя: (слайд 20)
Слайд ответов Да-1,4,6,8,9,10 Нет-2,3,5,7
3. Возвращаемся к версиям и проблемному вопросу. (обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос)
4. Грибы, особое царство живой природы (начертить таблицу) (слайд 21)
Ребята, давайте послушаем, что хотят рассказать о себе ядовитые грибы.
(слайд 22) Бледная поганка. Я – бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. (слайд 23) Мухомор: Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наделила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.
Какой вывод после данного рассказа можно сделать?
Ядовитые грибы приносят пользу в природе.

5. Викторина (если позволяет время).
В лисичках никогда не заводятся черви. (ДА)
Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог. (Нет)
Симбиоз – полезное сожительство гриба с деревом. (Да)
Мицелий является телом гриба. (Да)
Гифы – это грибные нити, образующие тело гриба. (Да)
Наука о грибах называется мифология. (Нет)
Опята – грибы, растущие на камнях. (Нет)

Домашнее задание (слайд 24)
Этап рефлексии. Лист самооценки. Оцените свою работу на уроке, работу в парах и урок.
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений