Эволюция темы маленького человека в русской литературе 19 века


Тип: Проблемно-тематический анализ произведенияОбраз «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» в русской литературе 19 века: ЭВОЛЮЦИЯ или ДЕГРАДАЦИЯ?
А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель», 1830.
Самсон ВыринБОДРЫЙ мужчина 50 лет (1816) УГРЮМЫЙ старик (1819)
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного.  Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище
Храбрый СОЛДАТ (1812) Любящий ОТЕЦ Одинокая МОГИЛА
Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.  Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.  На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. И, скорее всего, Вырин ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния. Ничем хорошим не закончилась попытка бедного отца вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер. 
«Сущий МУЧЕНИК 14-го класса»
ИДЕЯ сострадательного, гуманного отношения к “маленькому человеку” выражается прямо. В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди - пример честности и высоких моральных устоев.
«маленький ЧЕЛОВЕК» №1: ЖАЛОСТЬ, ГРУСТЬ, СОЧУВСТВИЕ
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель», 1842.
Акакий Акакиевич Башмачкинчиновник самого низкого ранга – писарь маленький, сморщенный человечек
Личностью он был незначительной, безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек. В ответ на оскорбления он отвечает лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
СУЩЕСТВОВАНИЕ МЕЧТА КАТАСТРОФА
Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесённые бумаги. Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. “Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...”
Напрасно Башмачкин искал помощи у “значительного лица”.
Гоголь наглядно показал, что современное ему общество равнодушно к тем своим членам, которые не принадлежат к высшему сословию.
Башмачкин – «маленький человек» прежде всего по своему духовному развитию - ограниченному образованию и «полицейскому» воспитанию 40-х годов 19 века (постдекабристский период правления Николая I). В этом кроется внутренний трагизм его судьбы. От жестокого мира он, как в футляр, пытается укрыться под шинелью – вицмундиром - должностью. У него не хватило смелости даже создать семью.
Из комического героя он превращается в драматического:
не должно быть так, чтобы шинель заменяла жизнь человека.
«МАЛЕНЬКИЙ человек» №2: ЖАЛОСТЬ, ГРУСТЬ, ИРОНИЯ
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание», 1866.
МАРМЕЛАДОВ Семён Захарович
ЖЕРТВА неблагополучных социальных условий БЕЗВОЛЬНЫЙ мужчина:
не способен бороться за жизнь, за семью
В бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.  Носитель идеи самоуничижения: ему и побои в наслаждение, и на отношение к нему окружающих как к шуту гороховому он приучает себя не обращать внимания, и ночевать он привык где придется.
СПИВШИЙСЯ отставной чиновник довёл ЖЕНУ до чахотки пустил ДОЧЬ по «жёлтому билету»
НО впервые места лишился не по своей вине. НО из сочувствия женился на вдове офицера с тремя малыми детьми НО мучается от бессилия и сознания вины перед семьёй
Мармеладов не смог вынести тяготы жизни и ушел в тот мир, где можно ЗАБЫТЬСЯ.
Он сделал жизнь всей СЕМЬИ ещё тяжелее, несчастнее: пьянки, отлучки из дома, возвращение на службу и очередной загул, голодание детей, падение Сони…
Достоевский создал широкое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя.
В формуле «маленький человек» он делает акцент не на слове «маленький»,
как его литературные предшественники,
а на «ЧЕЛОВЕК».
Для униженных и оскорблённых героев «Преступления и наказания» страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство.
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» №3: ЖАЛОСТЬ, ГРУСТЬ, ОСУЖДЕНИЕ
«Маленькие люди» ДО Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом САМИ виноваты в своём бедственном положении. Пристально вглядываясь в их души, писатель открыл там не только страдания, но и пороки: безнадежность и самоуничижение - как у Мармеладова; безмерную пагубную гордыню - как у Катерины Ивановны; подлость и жажду наживы - как у господина Лужина; индивидуализм и гордыню – как у Раскольникова…
Образ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» в русской литературе 19 века
ЭВОЛЮЦИЯ? ДЕГРАДАЦИЯ?
Пушкин
«Станционный смотритель»
Самсон ВыринГоголь
«Шинель»
А.А. БашмачкинДостоевский
«Преступление и наказание»
С.З. Мармеладов
Жалость
ГРУСТЬ Жалость
Грусть
ИРОНИЯ Жалость
Грусть
Ирония
ОСУЖДЕНИЕ
СУДЬБА человека Человек и ОБЩЕСТВО Человек и ВЛАСТЬ
ЭВОЛЮЦИЯ в реалистическом методе изображения (у писателей) ДЕГРАДАЦИЯ личных качеств
( у «маленького человека»)
ЭВОЛЮЦИЯ прослеживается в том,
что образ «маленького человека» со временем усложняется, углубляется,
обогащается новыми идеями.
Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин НЕ формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.
А герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, объясняют свою жизнь.
ДЕГРАДАЦИЯ касается личных качеств
так называемого “маленького человека”.
Честный труженик Самсон Вырин вызывает у нас искреннюю жалость и симпатию. Ограниченный писарь Башмачкин – иронию. Спившийся чиновник Мармеладов – осуждение.