Рабочая программа по ИЗО для 7 класса к учебнику С.П. Ломова



Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 7 классов разработана на основе авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2012 г. и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство». Данная программа соответствует следующей нормативно-правовой базе:
1) Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.;
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 уч. год»;
5) Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Черемошенская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч. год;
6) Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год; 
7) Календарного учебного графика МБОУ «Черемошенская ООШ» на 2016/2017 учебный год;
8) Устава школы;
Место учебного предмета в учебном плане
Обучение ИЗО в 7 классе осуществляется по авторской программе
С.П.Ломова для общеобразовательных учреждений 5-9классов.Программа рассчитана на 34 ч. в год по учебному плану (1 час в неделю).
Цель:
содействовать приобщению к национальному и мировому культурному наследию, формированию у обучающихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, реализации творческого потенциала для успешной социализации личности ребенка средствами изобразительного искусства.
Задачи реализации программы:
знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
В основу программы положены:
— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, истоки, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и обучающихся 5 класса;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; обучение декоративной работе; лепка; аппликация; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Формы текущего контроля:
викторины;
кроссворды;
отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
проекты.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, индивидуальный итоговый проект.
Формы, методы и средства обучения
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик.
1. Объяснительно-иллюстративный
2. Частично-поисковый
3. Исследовательский метод
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы учебных занятий: практическое занятие, индивидуальные проектные работы, презентации.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.
Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Учебно-тематический план:
Виды занятий Кол-во часов по авторской программе Кол-во часов по учебному плану
Рисование с натуры 8 7
Рисование на темы, по памяти и представлению 12 12
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн 10 10
Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас 5 5
Итого 35 34
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
\
Содержание курса предмета «Изобразительное искусство»
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (7 ч.)
Трехмерноевосприятиекартинымира. Законылинейнойперспективы. Перспективапрямоугольникаикруга. Обратнаяперспективавсредневековомизобразительномискусстве. Явлениесветовойперспективы. Построениевспомогательныхформообразующихчастей. Теориятеней. Светотеневыехарактеристикипредметов. Длинаинаправлениепадающихтеней.
Изменениевосприятияобъемнойформы. Пограничныйконтраствусловияхестественногоиискусственногоосвещения. Передачаврисункахконструкции, пропорций, пространственногорасположения, перспективногосокращения, объема, тональныхотношенийизображаемыхобъектов, атакжехудожественнойобразностипредметов. Цветкаксредствовыраженияпереживанияотвстречиспрекрасным. Живописныеотношенияипространствовнатюрморте.Особенностиизображенияпредметовпервогоивторогоплана. Световаяицветоваяперспективавпейзаже. Особенностивыполнениярисункамягкимихудожественнымиматериалами (уголь,сангина).Изображениеснатурыпредметовбыта, природы, гипсовыхмоделейорнаментов, деталейархитектуры, натюрмортов, развитиеумениявидетьихкрасоту. Особенностипостроенияпредметовсложнойформы.
Изображениеголовычеловека: пропорции, характерныечерты, мимика. Наброскиизарисовкифигурычеловека.Особенностиработыхудожниканадобразомизображаемогочеловека.
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч.) 
Рисованиенатемысовременностинаосновенаблюденийилиповоображению. Иллюстрированиелитературныхпроизведений (спредварительнымвыполнениемнабросковизарисовокснатурыпозаданиюучителя). Выразительноеизображениедействия, сюжета, персонажей, передачахудожественнымисредствамисвоегоотношениякизображаемому. Композиционныезакономерности (подчинениевторостепенногоглавному, равновесиечастейрисункапомассе, единствографических, тоновыхицветовыхотношенийит. п.). Многофигурнаякомпозициявзакрытомиоткрытомпространстве. Сравнительнаяхарактеристикадвухгероев
изобразительнымисредствами (контрастыбольшогоималенького, красивогоиуродливого, динамичногоинеподвижного, светлогоитемного, теплогоихолодногоит. п.). Условностипередачипространствавкнижнойиллюстрации. Созданиехудожественногообраза. Творчествоведущих
художников-иллюстраторов.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч)
Флористическийдизайн. Европейскоеискусствооформлениябукетовияпонскоеискусствоикебаны: стилииосновныехудожественныеприемы.
Интерьерыобщественныхижилыхзданий. Рукотворнаякрасота, созданнаяархитекторами, дизайнерами, художниками. Красотамонументальнойдекоративнойживописи—мозаики, фрески, витражи. Задачиипринципымонументальногоискусства. Качествамонументальногоискусства: строгиеобобщенныеформы, соразмернаясодержаниюдинамика, долговечностьиспользуемыхматериалов. Древнейшиеукрашенияинтерьеров—настенныеросписи. Фреска—однаизтехникстенныхросписей. Техникамозаики, историявозникновенияиразвития. Античная, византийская, современнаямозаики. Средневековыйвитраж. Витражныеокнароманскогои
готическогостилей. Витражныегеральдическиекомпозиции. Современноевитражноеискусство. Витражистанциймосковскогометро.
Искусствоизготовлениядекоративныхтканей: гобелен, батик.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)
Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые художественные музеи мира и России.
Проекты:
а) «Аранжировка цветов»:
—презентация, посвященная одному из стилей аранжировки цветов;
—цветочная композиция, сделанная с учетом правил аранжировки (искусства икебаны);
б) «Монументальная живопись»:
—презентация о творчестве мексиканских художников-монументалистов;
—презентация о сюжетах и художественных достоинствах фресок из русских храмов;
—презентация о современном искусстве мозаики и др.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ООО
в 7 классе.
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
—умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; —самооценка, умение адекватно оценивать себя и своидостижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; умение осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение уважать себя и верить в успех;
—морально-этические суждения, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
—воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные способности.
Метапредметныерезультаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
—умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализациии искать средства ее осуществления;
—умение проявлять инициативу и самостоятельность вобучении;
—умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решениипроблем творческого и поискового характера;
—умение осуществлять выбор наиболее эффективныхспособов решения задач в зависимости от конкретных условий;
—умение записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог);
—умение представлять информацию средствами ИКТ вграфическом виде: таблицы, графики и пр..
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
—анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
—отличительные особенности основных видов и жанровизобразительного искусства; отличительные особенностимемориала;
—систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
—видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках своеэмоциональное отношение к изображаемому;
—в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ ихсодержания и художественных средств;
—изображать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты, человека с передачей егопропорций, конструктивного строения, пространственногоположения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
—при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью идр.;
—определять степень холодности и теплоты оттенковразличных цветов, колорит, передавать в рисунках разноевремя года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порываветра и других состояний природы;
—при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
—сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и
уродливого и т. д.;
—втематической композиции сознательно применять законынаблюдательной перспективы (выбирать высокий инизкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла;
—выполнять изображение предмета по правилам проекционного черчения.