Рабочая программа по изо по программе Ломова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уваровская общеобразовательная школа-детский сад»
Нижнегорского района Республики Крым
ПРИНЯТА
Протокол педсовета №
от « » июня 2016 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ «Уваровская СОШДС»
Приказ № от .2016 г.
Директор школы:
___________________А.П. Синюк
РАССМОТРЕНА
на заседании МО «Начальные классы»
Руководитель МО
___________________Н.А. Николенко
Протокол № 5
от . 2016г. «СОГЛАСОВАНА»
2016 г.
Заместитель директора по УВР
______________ Т.А. КузёминаРабочая учебная программа
по изобразительному искусству
для 8-9 классов основного общего образования
на 2016/2017 учебный год
Количество часов: в 8 кл 17 часов в год, 1 час в неделю
Уровень: базовый
Программа разработана: учителем изобразительного искусства Менадиевой З.И.
Программа разработана на основе Федарального компонента государственного стандарта авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2014 и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство». Данная программа соответствует следующей нормативно-правовой базе: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.; Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииУваровка, 2016
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 8-9 классов разработана на основе авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2014 и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство». Данная программа соответствует следующей нормативно-правовой базе: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.; Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
Цели курса:
— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
—формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
—овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
—воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
Характеристика основных видов занятий
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 минут (наброски и зарисовки). Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов. Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация и т. д.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.
Проектная деятельность учащихся Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы. В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:
—анализ актуальности проводимой работы;
—выбор цели, формулирование задач;
—выбор средств и методов для реализации целей и задач;
—планирование, определение последовательности и сроков работы;
—проведение проектных работ;
—оформление и представление результатов.
Планируемые результаты освоения программы
—сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
—сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;
—овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и проектной графике),а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ);
—способность к созданию выразительного художественного образа
В 8 классе
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
—виды и жанры изобразительного искусства;
—прикладное искусство и дизайн;
—ведущие музеи мира и России;
—последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
—систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Обучающиеся должны уметь:
—самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
—активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
—самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
Результаты освоения курса изобразительного искусства
в 9 классе
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
—основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;
—систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).
Обучающиеся должны уметь:
—самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;
—самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;
—использовать изобразительные знания, умения и навыки применительно к другим учебным предметам.
Содержание программы : 8 класс
Программа содержит 4 раздела: графика, живопись, композиция и декоративно-прикладное искусство. А также программа содержит основные виды практической деятельности: с натуры, по представлению и ДПИ.
Рисование с натуры (6 ч)
Изображение натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; гипсовых орнаментов. Линейная и воздушная перспектива. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Предмет в среде, пространство интерьера согласно его функциональному предназначению. Элементарные сведения об анатомии человека. Конструктивные особенности строения фигуры человека. Изображение с натуры фигуры человека. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести».
Рисование на темы, по памяти и представлению (6 ч)
Виды печатной графики: ксилография, линогравюра (выпуклая гравюра); резцовая гравюра, офорт, литография (углубленная гравюра). Станковая графика, газетножурнальная и книжная графика, плакат, компьютерная и промышленная графика.
Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.
Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др.
Разработка сюжетной композиции на историческую или современную тему с выполнением поисковых композиционных эскизов.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (5 ч)
Монументальная роспись в стиле византийской мозаики (эскиз интерьера, композиционные решения мозаичного изображения, имитация композиции в технике аппликации. Имитация фрески.
Графика:
Элементарные основы компьютерной графики. Понятие «графика», ее классификация. Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакати др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линогравюра, офорт, литография. Произведения графики в повседневной жизни. Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерныйжанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Наброски фигуры человека спереди, сбоку, сзади в статичных позах — рисование с натуры (карандаш). Наброски фигуры человека в различных положениях. Изображение человека в движении. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести»
Живопись
Особенности работы пастелью: штриховые и нештриховые способы, приемы растушевки и размывания
влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами. Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники,работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж. Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др. Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов. Цветотоновые отношения в натюрмортеКомпозиция.
Композиция как важнейший организующий компонент художественной формы, придающий единство и цельность произведению, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных и динамичных композиций.
Дизайн.ДПИСовременное декоративно-прикладное искусство. Элементарные основы компьютерной графики. Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные (трехмерные) изображения. Художественная и рекламная графикаТематическое планирование
8 класс
Количество часов в программе -17 ч. 1 резерв
№ Раздел темы 1 Рисунок. Графика.
Зарисовка геометрических тел, особенности графики. 1 натура
2 Интерьер, расположение во фронтальной проекции. 1 По представлению
3 «В кабинетах нашей школы»
Интерьер, расположение под случайным углом зрения. 1 натура
4-5 «Книжная графика и офорты В.Фаворского» Гравюра на картоне
2 По представлению
6 Фигура человека в статических позах. 1 По памяти и представлению
7 Наброски фигуры. Человек в движении. Натура 1 натура
8 Живопись «Выразительные произведения живописи известных художников. Пейзаж» . Имитация фрески 1 Беседа
ДПИ
9 Этюд пейзажа. 1 натура
10 Многоплановый пейзаж в декоративном стиле, создание
с помощью цветового контраста иллюзии пространства. 1 ДПИ
11,
12 Натюрморт .2 натура
13 Композиция «Тишина в природе» Статическая композиция 1 по представлению
14 «Движение – это жизнь» Динамическая композиция 1 По представлению
15 Дизайн Эскиз плаката к спектаклю 1 ДПИ
16
Проектирование упаковки. Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные (трехмерные) изображения. 1 ДПИ
17 Создание графической композиции в графическом редакторе.
Резерв 1 ДПИ
Содержание программы 9 класса
По программе С. Ломова в программе запланировано такое количество видов деятельности как :Рисование с натуры -6 часов
Рисование по памяти или представлению – 6 часов
ДПИ- 5 часов.
Так как в данной программе выделено 18 часов на изучение предмета, а не 17 , то был добавлен 1 час- работы с натуры.
Основные разделы в тематическом плане :рисунок, живопись, композиция и дизайн
Рисование с натуры (6 ч+1)
Теоретические основы рисования с натуры гипсовой модели головы человека (античная скульптура). Систематизация знаний о конструктивном строении формы головы, передаче объема, композиции, комплексное использование знаний, умений и навыков в процессе выполнения учебных заданий.
Закономерности построения деталей головы человека. Поэтапное рисование гипсовых слепков носа, губ, глаза, уха:
композиция, линейно-конструктивное построение, светотеневой рисунок. Анализ положения изображаемых объектов, их анатомических особенностей, пропорций и общей формы.
Линейно-конструктивное построение формы гипсовой головы человека. Моделировка головы средствами светотени, подчинение деталей целому, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени.
Виды изображения интерьеров. Основные закономерности линейно-конструктивного построения интерьера, создание глубинно-пространственного эффекта, передача освещения и колорита. Живописное изображение интерьера в условиях естественного и искусственного освещения.
Портретная живопись России XVIII—XIX вв. Различные техники написания портретов. Художественные приемы, помогающие создать образ портретируемого человека: композиция, ракурс, поза, взгляд, выражение лица, одежда, обстановка, освещение, колорит и манера письма.Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт внешности — формы головы, прически, лица, пропорциональные и живописные особенности, акценты. Совершенствование умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.
Рисование на темы, по памяти и представлению (6 ч)
Использование разнообразных средств художественной выразительности при создании композиции (формат,точка зрения, высота линии горизонта, характер освещения, местоположение композиционного центра и пр.).
Обеспечение согласованности, соподчинения, целостности художественного произведения, гармоничной уравновешенности всех частей одного целого. Усиление эмоциональной составляющей живописной работы с помощью цвета. Создание выразительной, яркой по эмоциональному накалу композиции, раскрывающей художественный замысел автора изобразительными средствами.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (5 ч)
Выполнение дизайнерских проектов интерьеров.
Использование возможностей компьютерной графики.
Рисунок:
Поэтапное рисование гипсовых слепков носа, губ, глаза, уха: композиция, линейно конструктивное построение, светотеневой рисунок. Анализ положения изображаемых объектов в пространстве, их анатомических особенностей, пропорций и общей формы. Рисование гипсовой головы. Моделировка головы средствами светотени, подчинение деталей целому, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени.
Живопись:
Живописное решение интерьера. Основные закономерности освещения интерьера, передача его колорита. Портретная миниатюра в России XVIII—XIX вв. Различные техники написания миниатюр. Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт ее внешности — формы головы, прически, лица, пропорциональные и живописные особенности, акценты.
Композиция:
Создание выразительных художественных образов. Выражение чувств и идей автора средствами композиции. Анализ средств художественной выразительности, используемых в различных произведениях художников. Понятие доминанты и акцента.
ДПИ. Дизайн:
Интерьер (фронтальная перспектива со смещением точки схода от центра симметрии), его предметное наполнение с разной степенью подробности (соответственно масштабу). Соразмерность и динамика. Материальность и фактура
9 КЛАСС (18 ч)
Тематическое планирование
№ Раздел темы 1 Рисунок Гипсовый слепок носа и глаза 1 натура
2 Гипсовый слепок губ и уха 1 натура
3
4 Гипсовая голова человека 2 натура
5 Живопись Живописное решение интерьера при естественном освещении 1 натура
6 Живописное решение при искусственном освещении 1 натура
7 Этюд головы человека 1 натура
8
9 Создание портретного образа исторического личности 2 По памяти и представлению
10 Композиция Композиции с необычной точкой зрения. Основные художественные средства. Коллаж 1 ДПИ
11
12
«Моя будущая профессия» Доминирующий цвет и акцент в композиции . 2 По представлению
13 Композиция в живописи великих художников. Упражнения. 1 Беседа.
По представлению
14
15 Дизайн Виды дизайна «Сад моей мечты» Макет 2 ДПИ
16
17 Интерьер . Разработка эскиза интерьера в определенном стиле 2 ДПИ
18 Архитектура . Проектирование 1 По представлению