Презентация для учителя. Тема Формирование оценочной самостоятельности учащихся как профессиональная задача учителя


«Формирование оценочной самостоятельности учащихся как профессиональная задача учителя» Презентация на тему: Подготовила учитель русского языка и литературы Яндарова Хава Умаровна «Тот, кого я учу, - это прежде всего живой человек, ребенок и только потом – ученик. Оценка, которую я ставлю ему, - это не только измеритель его знаний, но, и прежде всего мое отношение к нему как к человеку».Сухомлинский В.А. Оценка или отметка Оценивать – устанавливать степень , уровень, качество чего-либо. В педагогике – взаимодействие педагога с учащимися, в результате которого появляется отметка либо оценка, или и то и другое.Отметка – цифра, количество баллов, которые являются следствием оценивания деятельности учеников. Это обозначение знаний учащихся.Оценка – мнение об уровне, значении чего-нибудь. В узком смысле это вербальная или невербальная реакция учителя, которыми он оценивает деятельность учеников. В широком смысле – отметка и сопровождающие ее ситуативные оценки. Терминологический словарь Контроль – процедура получения информациио деятельности и полученных результатах, то есть процедура, обеспечивающая обратную связь.Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.Отметка – результат этого процесса, его знаковое выражение.Самооценка – один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий. Противники и сторонники оценки: Всех уравнивает, невольно сравнивает одного с другимНосит только констатирующий характерУченик полностью отстранён от оценочной деятельностиНе учитывает личность ученикаНе является содержательнойНе учит самооценке и самокоррекцииЯвляется не внутренним, а внешним мотивом учебной деятельности Баллы выражают мнение о труде школьникаЭто стимул к соревнованиюЭто приобщение детей к труду Главными в оценочной деятельности являются три вопроса: что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке Что оценивать? Следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний, а также конечный результат учебной деятельности. Как оценивать? В оценочной деятельности участвуют учитель, ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Оценке учителя всегда предшествует самооценка ученика. Учить ребенка самооценке - наиважнейшая задача на современном уроке. Какой должна быть оценка Объективна и понятна ученикуОтмечать изменения, происходящие с нимСодержательнаяНе быть наказанием для ученикаДавать надежду слабомуСпособствовать созданию ситуации успехаОценке учителя всегда предшествует самооценка и взаимооценка Формы и способы оценивания Оценочные суждения, построенные на основе критериев балльной оценки. Они применимы к оценке результатов деятельности. А при оценивании её процесса могут быть применены другие оценочные суждения, построенные на выделении тех шагов, которые получились у ребёнка и обозначены ближайшими шагами, которые ребёнку необходимо сделать.Такие оценочные суждения позволяют раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Критериальное оцениваниеКакой смысл работать с критериями? Дают возможность посвятить ученикав систему оценивания учителем Учащиеся активно принимают участие в оценивании, задумываются над процессом получения оценки Учащиеся реже переносятстресс, оценка для него нестановится неожиданностью Сам себя оценивает осознанно, самостоятельно Выражает своё мнение при самост.оценивании уважительно, деликатно Помогают ученику стать исследователем Позволяют более объективно оценить уч-ся Помогают добиться взаимопонимания между учителем и учеником Оценочная самостоятельность - профессиональная задача учителя! ? Оценочная самостоятельность – это способность ученика анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, проявляя тем самым субъектную позицию в образовательном процессе. Оценочная самостоятельность является качеством личности и характеризуется сформированностью универсальных умений аналитического и оценочного характера, которые проявляются в самооценке учебного прогресса и познавательной мотивации. Развитие оценочной самостоятельности происходит в процессе использования учеником осознаваемых критериев оценивания заданий и сопоставления самооценки ученика с оценкой педагога (это решение почти всех задач модернизации) Критериями развития оценочной самостоятельности учащегося являются: способность использовать адаптированную модель критериальной оценки в качестве инструмента оценки собственного прогресса в образовательном процессе; развитие учебной мотивации, проявляющейся в заинтересованном отношении к учебным предметам, отдельным видам учебной деятельности, в стремлении ученика расширить своё образовательное пространство; индивидуальный прогресс ученика в учебной деятельности, характеризующийся постепенным усложнением решаемых им учебных задач. Использование адаптированной модели критериальной оценки результатов учебной деятельности учащихся приводит к следующим изменениям: ученики участвуют в разработке критериев оценки учебных заданий; поэтапно оценивают процесс собственной учебной деятельности и результаты выполнения учебных заданий; получают достоверную информацию о степени овладения познавательными компетенциями и динамике своего интеллектуального роста; определяют перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью адаптированной модели критериальной оценки; выстраивают свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов. Эффекты использования адаптированной модели критериальной оценки: смещение акцентов с оценки фактического объёма усвоенных знаний на результаты учебной деятельности учащихся; развитие адекватной самооценки ученика в образовательном процессе; становление учащихся как субъектов учебной и оценочной деятельности. Существует огромное количество ценностей в нашей жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, но среди них есть одна безоговорочная для каждого нормального человека – СВОБОДА! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствие выбора. Особенно не любят этого дети.Наиважнейшая задача на современном уроке – учить ребенка самооценке. Спасибо за внимание!