Олимпиадная работа по обществознанию для 9 классов


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Обществознание
9 класс
Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы): (16 баллов)
1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:
а) свободой слова
б) свободой совести
в) свободой веры
г) свободой передвижения
д) свободой собраний
2. Социальная группа это совокупность индивидов:
а) случайно оказавшихся в определенном месте в одно и то же время
б) которые имеют относительно общие взгляды и связаны друг с другом относительно устойчивым взаимодействием
в) с одним общим качеством, которое расценивается в определенной ситуации как социально значимое
г) имеющих общее мнение относительно определенной социальной проблемы
3. Процесс утраты церковью влияния на различные сферы жизни общества называется:  
а) Секуляризация
б) Модернизация
в) Демократизация
г) Экуменизм
4. В соответствии с Семейным кодексом в России брачный возраст составляет:
а) 14 лет
б) 16 лет
в)  18 лет
г) 21 год
д) 22 года
5. Закончите определение: "Общество - это...":
а) совокупность производственных отношений
б) сложная иерархически организованная система отношений людей и социальных групп
в) система отношений между людьми, регулируемая юридическими законами
г) система отношений между людьми по поводу политической власти
6. Интуиция - это:
а) чувственное познание
б) познание сверхъестественногов) способность предвидения
г) непосредственное схватывание сущности вещи
7. К числу параметров, характеризующих социальный статус личности не относится:
а) возраст
б) пол
в) коэффициент интеллекта
г) семейное положение
д) профессия
8. Что относится к политическим правам и свободам личности?
а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
б) право объединяться в общественные организации
в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты
г) право на справедливый суд
9. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?
а) Экономической
б) Социальной
в) Политико-правовой
г) Духовной
д) Ни к одной из выше перечисленных10. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:
а) Плюрализм
б) Насилие
в) Эффективность
г) Власть
11. Что не является признаком тоталитаризма?
а) Централизованная власть
б) Господство одной идеологии
в) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
г) Контроль государства за всеми сферами общественной жизни
12. Деньги - это:
а) финансовый актив, используемый для совершения сделок
б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг
в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа
г) все ответы верны
13. Процесс гуманизации образования предполагает:
соблюдение устава школы
обязательное среднее образование
учет потребностей и интересов учащихся
обучение в две смены
14. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания:
житейского
интуитивного
научного
паранаучного15. Для перечисленных ниже понятий: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык – найдите обобщающее словокультурное наследие
б)нематериальная культура
артефакты
культурный комплекс
16. К признакам любого государства относится:
уважение к законам
б)наличие парламента
в)унитарное устройство
г) наличие публичной власти

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».(10 баллов)
1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.______
2. Общество относится к саморазвивающимся системам.__________
3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.______
4. Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.__________
5. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения. _________
6. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.________
7. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными. __________
8.К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.___________
9. Наука призвана познать и объяснять устройство мира, законы его развития.________
10.Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.__________
Задание 3. Установите соответствие между понятиями и определениями (4 балла)
1) Человека) Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода
2) Индивидб) Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
3) Личностьв) Индивид как совокупность биологического и социального планов
4) Индивидуальность г) Неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа
Задание 4. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий. (8 баллов)
Понятия, категории, идеи Имена мыслителей, ученых
1. Невидимая рука рынка
2. Общественно-экономическая формация
3. Золотой закон морали
4. «Мыслю, следовательно, существую» А. Карл Маркс
Б. Иммануил Кант
В. Аристотель
Г. Адам Смит
Д. Рене Декарт
1 2 3 4
Задание 5. В ряду представлены понятия. Все они за исключением одного относятся характеристике государственного аппарата. Найдите и подчеркните понятие, выпадающее из данного ряда. (2 балла )Система органов, властные полномочия, должностные лица, представительная демократия, компетенция, исполнительно-распорядительные органы, органы охраны общественного порядка.
Задание 6. Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните лишнее. (5 баллов)
Отрасли права в Российской Федерации:
административное, уголовное, гражданское, трудовое, религиозное, семейное
Согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право на:
охрану здоровья и медицинскую помощь, личную и семейную тайну, труд и свободный выбор профессии, защиту Отечества, обращения в государственные органы
3)Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, регионы, города федерального значения
4)Социальные потребности: в трудовой деятельности, в созидании, в творчестве, во взаимопонимании, в общении, в отдыхе
5) Девиантное поведение: преступление, отклонение, проступок, употребление алкоголя, социальная роль.
Задание 7. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: (6 баллов)
штрафа) гражданское право
взыскание неустойкиб) административное право
компенсация морального вреда
лишение специального права
дисквалификация
конфискация орудия совершения правонарушения
1 2 3 4 5 6
Задание 8. Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует. Грамматические формы слов можно менять, возможно неоднократное использование одного и того же слова: (4 балла)
1. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. _________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и; _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (15 баллов)
1) земля, капитал, труд _____________________________
2) верховенство закона, разделение властей, реальные права и свободы личности, взаимная ответственность государства и личности____________________________________________________________________________
3) единобожие, намаз (5 раз в день), ураза, хадж, закят_________________________________
4) гипотеза, диспозиция, санкция_______________________________________________
5) божественная, договорная, классовая (марксистская), теория завоеваний ________________________
Задание 10. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! (8 баллов)
«С появлением в теории (А) … государства принципа неотъемлемых (Б) … прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим (В)… . Для обеспечения этого принципа необходимо разделение (Г)… , призванное их (Д)… , господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него (Е) … за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на (Ж) … . Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и (З)… ».
приоритет
власть
гражданский
правовой
ответственность
естественный
право
уравновешивать
государство
гражданин
разум
примирять
А Б В Г Д Е Ж ЗЗадание 11. Заполните третью колонку таблицы: (7 баллов)
Спрос Предложение Цена
1.Остается на прежнем уровне Растет 2.Уменьшается Растет 3.Растет Остается на прежнем уровне 4.Растет Уменьшается 5.Уменьшается в 2 раза Уменьшается в 3 раза 6.Остается на прежнем уровне Уменьшается 7.Растет в 2 раза Растет в 2 раза Обществознание
9 класс
Критерии проверки
Задание1.
Ответы
1-б
2-в
3-а
4-в
5-б
6-г
7-в
8-абв
9-б
10-г
11-в
12-г
13-в
14-г
15-б
16-г
По 1 баллу за каждое задание, максимальный балл-16
Задание 2.
1-да
2-да
3-нет
4-да
5-нет
6-нет
7-да
8-да
9-да
10-да
По 1 баллу за каждое задание, максимальный балл-10
Задание 3.
1-в, 2-а, 3-б. 4-д
По 1 баллу за каждое соответствие, максимальный балл- 4
Задание 4.
1-г, 2-а, 3-б, 4-д.
По 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл- 8
Задание 5.
Представительная демократия (2 балла)
Задание 6.
1-религиозное
2-защиту Отечества (это обязанность)
3-регионы
4-в отдыхе5-социальная роль
По 1баллу за каждый верный ответ, максимальный балл-5
Задание 7
1-б
2-а
3-а
4-б
5-б
6-б
По 1баллу за каждый верный ответ, максимальный балл-6
Задание 8
1-Нация- это устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности культуры, языка, национальных черт характера, территории и экономической жизни.
2- Политика-это основное средство и искусство управления обществом.
По 2 балла за каждое определение, максимальный балл-4
Задание 9
1-факторы производства
2-признаки правового государства
3- основные догмы ислама
4-структура правовой нормы
5-теории происхождения государства
По 3 балла за каждый верный ответ, максимальный балл-15
Задание 10
4-6-1-2-8-5-9-10
По 1баллу за каждый верный ответ, максимальный балл-8
Задание 11
1-уменьшается
2-уменьшается
3-растет
4-растет
5-растет
6-растет
7-остается на прежнем уровне
По 1 баллу за каждый верный ответ, максимальный балл-7

Итого за работу: 85 баллов