Технологическая карта урока по русскому языку на тему:Винительный падеж 3 класс. УМК:Школа России


Дата проведения:15.02.17 г.
Класс: 3 АОбразовательная программа: Школа России
Тема: «Винительный падеж»
Тип урока:усвоение новых знаний.
Цель:познакомить с особенностями винительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, формировать навыки употребления падежной формы в устной письменной речи.
Задачи:
1. Образовательная:познакомить обучающихся с особенностями винительного падежа.
2. Развивающая:учить различать именительный и винительный падежи имён существительных.
3. Воспитательная:развивать орфографическую зоркость.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные:освоение умения распознавать существительные в именительном и винительном падеже по вопросам и роли в предложении; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные:освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение; планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные:формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Планируемые личностные результаты:
1.Сформировать умение определять по вопросам винительный падеж имён существительных;
2. Сформировать умение различать существительные в именительном и винительном падеже;
Методы обучения:словесный, наглядный, практический.
Используемые ресурсы (оборудование): учебник, тетрадь, ручки, телевизор, презентация.
№ п/пЭтап урока
Время Цель этапа Деятельность Формируемые УУД
Учителя Обучающихся 1. Организационный момент.
1.приветствие,
2.проверка подго-товленности классного помещения;
3.организация внимания шк-ов;
4. раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
5.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
6.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Олеговна и сегодня я у вас проведу урок Русского языка. Садитесь. Открываем тетради и записываем число, сегодня пятнадцатое февраля. Классная работа. Это длинное числительное, поэтому от последней строчки написанного отступите 2 строчки вниз. От начала строчки три пальца и записываем- Пятнадцатое февраля. На следующей строчки Классная работа. Минутка чистописания.
Ребята, чтобы писать красиво для этого мы проведем минутку чистописания. Вспомним как пишется соединение слогов ВО и ОК (пишу на доске слоги ВО-нижнее соединение, и ОК - верхнее). Обратите внимание в слоге ВО-нижнее соединение, и в слоге ОК - верхнее соединение. Напишите чередование этих слогов до конца строчки. В каком словарном слове встречается два этих соединения? СЛАЙД 1 (показать картинку и спросить что это? - вокзал.) Напишите до конца строчки слово вокзал.
Записать на доске предложение - На вокзале пассажир ждет поезд. Запишите красиво это предложение у себя в тетради. Давайте выделим все орфограммы.
Найдите и подчеркните главные члены предложения .Теперь найдите в этом предложении имена существительные определите их падеж. Приветствуют учителя. Записывают число в тетради
Записывают чередование слогов ОК и ВО до конца строчки.
Записывают до конца строчки словарное слово вокзал.
Записывают предложение «На вокзале пассажир ждет поезд.» обозначают все орфограммы. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.
Коммуникативные: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Актуализация знаний. 1.Установить правильность и осознанность изученного материала
2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала. Сейчас мы с вами выполним упражнение для того, чтобы вспомнить с каким падежом вы работали на прошлом уроке. На партах у каждого задание.
Подставьте подходящие по смыслу предлоги, укажите падеж существительных.
Подъехал ( … ) дому ( … )
Поскакал ( … ) дороге ( … )
Приблизиться ( … ) цели ( …)
Гулять ( … ) полю ( … )
Внимание ( … ) ребенку ( … )
Тоска ( … ) родине ( … )
Теперь вспомните с каким падежом вы познакомились на прошлом уроке ?На какие вопросы он отвечает и с какими предлогами употребляется? Выполняют задание.
Дательным падежом
на вопросы - (Кому?Чему?) и употребляется с предлогами - По, к
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств2. Постановка учебной задачи.
1. Работа по учебнику 1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания Ребята, сегодня мы с вами вспомним такой падеж у которого вопросы встречаются и в Именительном падеже и в Родительном. Так какой же это падеж?
Вот сегодня мы с вами и научимся определять В.п. СЛАЙД 2
Откройте учебник на странице 48 упр.86.
- Читаем вслух все вместе словосочетания .Теперь в тетради запишите упр.86 . С новой строчки с красной строки запишите первое словосочетание без вопроса, определите падеж.
Назовите предлоги с которыми употребляется винительный падеж в этих словосочетаниях.
Запишем на доске эти предлоги.
Итак, ребята давайте прочитаем итог этого упражнения. Читаем правило.
Выполняя следующее упражнение мы с вами научимся различать Именительный и винительный падежи.
Упр. 87 (с. 48).
Прочитайте предложения.
Самостоятельно найдите грамматическую основу и определите падеж существительного Море. Теперь вместе проверим. Прочитайте только те предложения в которых существительное Море стоит в В.п А почему вы не выбрали 2 предложение? Запишите те предложения где существительное море стоит в В.пЦифры не писать. Какой вопрос задали к существительному море? А почему тогда Винительный падеж?
Чем же отличаются Именительный и Винительный падежи?
Для того, чтобы проверить правильность нашего выбора прочитаем правило на стр.49
Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и стоят в форме именительного падежа?
Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и стоят в форме винительного падежа?
Рассмотрим пример: Равнину освещает солнце. (что? Солнце является подлежащим в И.п. Солнце что делает? Освещает, освещает что? Равнину- является второстепенным членом и значит стоит в В.п.
Винительный падеж. (Кого?Что?)
по очереди на доске записывают словосочетание без вопроса и определяют падеж имён существительных.
предлоги – про, на, в, за, через.
Читают правило на стр.48.
по очереди читают предложения.
Определяют падеж выделенного существительного море.
1 предложении – Старик смотрел, в 3 предложении – мы увидели, в 4 предложении – рыбка уплыла.
читают 1,3,4 предложение.
А потому, что существительное море стоит в И.п. и является подлежащим.
самостоятельно записываю 1, 3,4 предложение.
(что?)
Потому, что является второстепенным членом.
Отличаются по вопросу - 1. У Именительного (Кто? Что), а у Винительного (Кого? Что? )2. Существительные в Именительном падеже являются подлежащим, а в Винительном падеже существительное является второстепенным членом.
3.В Винительном падеже у существительного может быть предлог, а в Именительном нет предлога.
Читают правило на стр.49.
являются подлежащим
являются в предложении второстепенным членом. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств.Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации
3. Физкультминутка. Если я вам буду говорить существительное, которое отвечает на вопрос Кто? то вы хлопните в ладоши. А если существительное отвечающее на вопрос Что? то вы приседаете. Выполняют. Упр. 88 (с. 49). Сейчас мы с вами вспомним интересное явлением в русском языке, которое называется Омонимы. Знаете ли вы, что такое Омонимы?(напомнить примером картинка на экране) СЛАЙД 3
Как можно назвать эти слова?
Прочитаем стихотворение в упр.88 и найдем слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. После прочтения говорю – обратите внимание на иллюстрацию .Кто изображен на иллюстрации?
Как вы, думаете как называются эти птички? .А ниже, что нарисовано? (кастрюля и в ней варится каша - овсянка). Ребята, что обозначают омонимы пеночка в первом случаи, и пеночка во втором случаи.
А, что обозначает овсянка в первом случаи и овсянка во втором случаи?
Давайте прочитаем все месте еще раз это стихотворение и кто то попробует рассказать по памяти не смотря в учебник.(два человека спросить) Теперь закрыли учебник и записали по памяти это стихотворение. Записали. Открыли учебники проверили.
Самостоятельно определите падеж выделенных имен существительных.
Проверяем.
Итак ребята, как вы определили падеж неодушевленных имен существительных, отвечающих на вопрос что? Чтобы не ошибиться нужно найти грамматическую основу во всех предложениях. Найдите грамматическую основу в этом стихотворении.
Так как же вы определили падеж неодушевленных имен существительных, отвечающих на вопрос что?
Да правильно, если существительное в предложении является подлежащим то стоит в И.п., а если существительное является второстепенным членом то стоит в В.п.
Упр. 89 (с. 49).
Прочитаем скороговорки. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении?
Объясните, как определить падеж выделенных слов?
Самостоятельно запишите любую скороговорку по памяти. Подчеркните главные члены, и укажите падеж имен существительных . Проверка.
Ребята, давайте еще раз вспомним как
отличить И.п от В.п ? Для этого прочитаем еще раз правило. Омонимы - это слова, одинаково звучащие, но не имеющие ничего общего в своем значении.
Две разные птички.
Пеночка и Овсянка
кастрюля и в ней варится каша - овсянка
пеночка в первом случаи это пенка у молока, а во втором случаи пеночка –это птичка.
Овсянка в первом случаи это что? ( это каша) и во втором случаи овсянка это что? (это птичка)

Рассказывают стихотворение по памяти.
Все записывают стихотворение наизусть.
Находят грамматическую основу.
Мы нашли грамматическую основу в предложении и так как все эти слова являются подлежащим, то мы пришли к выводу, что они стоят в И.п.,
Читают скороговорки по очереди, объясняют значение выделенных слов.
Записывают скороговорку, находят грамматическую основу, определяют падеж.
Читают правило на стр.49. 2. Работа со словарным словом. В одной из скороговорок вам встретилось новое словарное слово. Прочитайте его. Составьте с этим словарным словом предложение. Теперь с новой строчки с красной строки запишем предложение, которое составила я, а к доске пойдет Яна Зайцева - В сарае лежит душистая солома. Определите в каком падеже стоит существительное солома?
Запишите следующее предложение к доске пойдет Яна Городная–Волосы лежат как солома. Определим падеж? Составляют предложения со словом солома.
солома это И.п.
(Это В.п) 4. Рефлексия. 1.Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества. О каком падеже мы сегодня с вами говорили?
А что вы можете сказать про Винительный падеж? Что вы узнали о нем на уроке?
Назовите вопросы винительного падежа?
С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
Дети вы сегодня все молодцы. Спасибо за урок. О Винительном падеже.
Кого? Что?
предлоги – через, про, на, за, под, о, во, в. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.
Приложение.
Подъехал ( … ) дому ( … )Поскакал ( … ) дороге ( … )Приблизиться ( … ) цели ( …)Гулять ( … ) полю ( … )Внимание ( … ) ребенку ( … )Тоска ( … ) родине ( … )