Рабочая программа по курсу«Социальное и финансовое воспитание учащихся 1 класса. «Команда «Афлатун» (Книга 1)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу«Социальное и финансовое воспитание учащихся 1 класса
«Команда «Афлатун» (Книга 1)»





Борисенко Оксана Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории.






















Введение
Международный образовательный проект Афлатун реализуется под эгидой комитета ООН по правам ребенка и ЮНИСЕФ. Секретариат совета проекта базируется в Амстердаме, Нидерланды. Руководство объединенным Советом проекта осуществляет Jaap Doek. Совет проекта включает на данный момент пять региональных представителей: американского (Gloria Almeyda Stemper), европейского (Ingrid Jones), африканского (Irene Mutumba), азиатского (Lata Narayan) и франкоязычных стран Африки (Violet Diallo).
Концепция проекта Афлатун была разработана в Индии в девяностых годах XX века. Ее основная идея – сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей. На начало 2013 года проект реализуется в 85 странах мира и охватывает более 1 миллиона учащихся.
Программа Афлатун рассчитана на детей 6-14 лет и включает восемь последовательных уровней социального и финансового воспитания детей:
1. Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств.
2. Взаимозависимость между ребенком и его семьей, соседями и другими людьми, с которыми контактирует ребенок. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.
3. Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.
4. Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки.
5. Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.
6. Маргинализация и социальная изоляция. Детское предпринимательство, планирование и бюджет, сберегательный счет в банке, исследование бедности.
7. Мифы и стереотипы, постановка финансовых целей, предпринимательская активность, изучение связей между доходами и расходами, сбережениями и инвестициями.
8. Саморефлексия, предубеждение и предрассудки (уметь мыслить нестандартно), гендерные стереотипы, развитие финансовых способностей, создание социальных и финансовых микро-предприятий.
Реализация данной программы возможна как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Учебно-методическую основу социального и финансового воспитания детей в рамках образовательного проекта Афлатун составляют.
1. Концепция о балансе между социальным и финансовым воспитанием.
2. Программа и учебно-методические материалы по развитию финансовой грамотности и формированию социальной компетентности детей.
3. Опыт, накопленный партнерами, реализующими программу Афлатун в своих странах при взаимодействии с финансовыми институтами, международными неправительственными организациями (НПО), а также правительственными, академическими и исследовательскими институтами.
Программа построена по модульному принципу. Учебно-методические материалы каждого модуля представлены книгой для учащихся и руководством для учителя.
Книги 1-5 предназначены для изучения в начальной школе (6-11 лет), книги 6-8 – в среднем звене основного общего образования (12-14 лет). Предпочтительно последовательное прохождение учащимися всех модулей программы с 1 по 7 класс, однако возможно подключение учеников к программе в период обучения во 2-5 классах.
Каждый модуль представлен пятью основными темами:
1. Личностное понимание и изучение
Дети учатся понимать свои личные ценности, изучают этические аспекты финансов и знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием.
2. Права и обязанности
Проект Афлатун основывается на Конвенции ООН о правах ребенка (1990), которая выделяет 4 группы взаимосвязанных прав. Дети узнают, что права и обязанности идут рука об руку, узнают о своих обязанностях по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде.
3. Сбережения и траты
Дети учатся делать сбережения и тратить разумно.
4. Планирование и бюджет
Дети учатся применять навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
5. Детское предпринимательство (социальные и финансовые проекты)
Участвуя в управлении местными инициативами или в предпринимательской деятельности, дети узнают, как они могут оказывать позитивное влияние на свое сообщество.
Работа по усвоению каждой темы модуля строится по единому плану:
1. Давай исследовать.

На этом этапе происходит столкновение ученика с проблемой - приобретение учащимся знаний о существовании социальной проблемы.
2. Подумай об этом

Данный этап направлен на формирование у учащихся потребности в решении представленной (обнаруженной им проблемы) - формирование ценностного отношения к проблеме и ее решению.
3. Расследование (изучай)

Этап посвящен сбору опорной информации для решения проблемы, выработке замысла ее решения.
4. Деятельность (готовность к действию).

Этап направлен непосредственно на решение проблемы - приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективно-распределенной общественной деятельности

Пояснительная записка

Примерная программа внеурочной деятельности «Социальное и финансовое воспитание учащихся 1 класса «Команда «Афлатун» (Книга 1)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности.
Программа реализуется через такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как познавательная (учебно-исследовательская, проектная) деятельность, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), соединенных в единый процесс, направленный на духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности.
Личностные характеристики, на становление которых ориентированы новые стандарты в области воспитания и социализации учащихся (основное общее образование) и реализующиеся в примерной программе – это готовность к реализации успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; владение знаниями о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; сформированность позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды. Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности

Добро пожаловать в мир Афлатун
(6 часов)
Автопортрет, уникальность
Я – член «Команды Афлатун».
Участвует в беседе, кто такой Афлатун и что делает команда «Афлатуна».
Участвует в беседе о том, что нужно много работать над собой, чтобы стать полезным для других, знать свои индивидуальные особенности и уметь их правильно использовать.


Подумай об этом (чувство собственного достоинства)
Мои планы на следующий учебный год.
Рассказывает о себе. Размышляет, что он думает о себе, как о члене команды «Афлатун» и фиксирует в рабочей тетради чему бы он ещё хотел научиться в новом году.


Расследование/Изучай
Работа в команде: принятие решений, правила, разрешение конфликтов.
Изучает правила выполнения задания. Обсуждает с классом, как лучше это сделать. Анализирует процесс выполнения, полученные результаты. Делает выводы, сравнивает свои выводы с выводами других ребят, представленными в обсуждении.


Размышляй
Работа в группах: умение вести обсуждение и принятие решений.



Исследуй
Работа в команде: умение вести дискуссию, принимать точку зрения других людей
Слушает рассказ учителя о различных видах команд, об ответственности каждого за работу всей команды. Участвует в дискуссии о преимуществах работы в команде, о роли каждого в работе команды.
Слушает рассказ о командах «Афлатун» во всем мире. Участвует в дискуссии о том, что их класс является частью огромной команды, об ответственности за свою работу.
Анализирует свою работу в команде и записывает в рабочей тетради, что он должен сделать (как измениться), чтобы стать хорошим членом команды.


Деятельность/Готовность к действиям
Виды команд, преимущества работы в команде, ответственность перед командой.


Все может пригодиться.
(4 часа)

Изучай
Последовательность событий
Читает материал в рабочей тетради о птице Куле, участвует в беседе о вещах, которые он собирает и хранит, восстанавливает последовательность событий. Делает вывода и обсуждает их в группе.


Давай исследовать
Изобретательность, цена деньгам и другим
ценным вещам
Участвует в беседе о семейных праздниках. Читает материал об этом в рабочей тетради. Участвует в ролевой игре на тему «Подготовка к семейному празднику»
Изучает понятия потребности и желания.



Расследование
Способы накопления денег.
Анализирует свои накопления в «копилке Афлатун». Участвует в дискуссии о способах накопления денег и их сбережения, опираясь на ситуации, представленные в рабочей тетради. Делает выводы.


Деятельность/Готовность к действиям
Использование вторичного сырья.
Участвует в дискуссии о важности сохранения вещей. Обсуждает необходимость иметь место для их хранения. Делает свою коробку для хранения Афлатун.

Цените дружбу
(4часа)
Давай изучать
Понятие дружбы и взаимной взаимозависимости среди друзей.
Читает предложенный материал. Обсуждает с одноклассниками результаты своих наблюдений. Участвует в дискуссии о дружбе и верности.


Подумай об этом
Похожие, но разные
Работает в паре над изучением различий и общих черт между собой и своим партнером. Анализирует, в какой группе чаще встречаются различия, а в какой общие черты. Делает выводы.


Расследование/Изучай
Сходства и различия среди людей и вещей.
Выясняет, насколько он похож и насколько отличается от своих друзей в Афлатуне. Обсуждает результаты с классом. Делает вывод. Участвует в игре «Бинго» о людях.


Деятельность/Готовность к действиям
Взаимность в отношениях
Изготавливает браслеты дружбы, дарит своим друзьям. Читает стихотворение о дружбе. Участвует в обсуждении полученной информации.


Веселая школа Афлатун
(4 часа)
Давай изучать
Я – часть школы, отождествление со школой.
Участвует в беседе о школе. Обсуждает важность пребывания в школе и действия, которые он совершает в школе.


Подумай об этом
Школа будущего.
Размышляет о том, какую бы он хоте видеть школу в будущем. Рисует свою школу. Сравнивает с другими рисунками. Обсуждает сходства и различия.


Расследование/ Изучай
Экскурсия по школе.
Обсуждает с другими ребятами свои наблюдения. Делает выводы.


Деятельность/Готовность к действиям
Сотрудничество, взаимодействие.
Участвует в игре «Собери мусор».

Афлатун про деньги
(4 часа
Давай изучать
Экономия.
Изучает понятие: экономия, выполняет задание в рабочей тетради. Составляют свой список того, что сэкономили..


Подумай об этом
Важность экономии денег.
Участвует в дискуссии о том, какие вещи можно приобрести за деньги. Знакомится с монетами и купюрами. Участвует в игре «Потри монету».


Расследование/Изучай
Как тратить деньги
Участвует в беседе по рассказу о визите в канцелярский магазин. Отвечает на вопросы. Обсуждает, как надо тратить деньги.


Деятельность/Готовность к действиям
Афлатунцы – мудрые покупатели.
В совместной деятельности выполняет задание в рабочей тетради. Делает выводы.

Быть Афлатунцем
(4 часа)
Давай изучать
Уважение друг к другу
Участвует в игре «Магазин». Пробует роли покупателя и продавца. Делает выводы из своих наблюдений.


Подумай об этом
Использование «волшебных слов»
Участвует в составлении списка «волшебных слов», которыми можно пользоваться при общении с окружающими. Работает в рабочей тетради.


Расследование/ Изучай
Ответственность за свое поведение и свои
поступки.
Читает стихотворение. Участвует в беседе о том, что нужно много работать над собой. Участвует в дискуссии о важности постоянного анализа своих поступков и своего личностного роста.


Деятельность/Готовность к действиям
Внимание к другим людям, чувство
дисциплины
Делает и дарит подарки членам своей команды.

Афлатун учит быть внимательным
(4 часа)
Давай изучать
Осторожность и ответственность.
Читает и обсуждает в группе стихотворение в рабочей тетради. Анализирует опасные действия. Рассказывает о своем личном опыте, касающемся безопасности.


Подумай об этом
Обсуждает, как важно быть в безопасности. Делает выводы, что может быть опасно лично для него.


Расследование/ Изучай
Небезопасные предметы
Самостоятельно работает в рабочей тетради.


Деятельность/Готовность к действиям
Наша безопасность.
Принимает участие в беседе о безопасности, работает в рабочей тетради.

Афлатун получает признание (3 часа)
Исследуй
Самооценка
Участвует в беседе о том, что нужно много работать над собой. Участвует в дискуссии о важности постоянного анализа своих поступков и своего личностного роста.


Расследование/Изучай
Самооценка, самомнение
Сравнивает полученные результаты со своими желаниями в начале учебного года. Анализирует, совпадает ли полученный результат с желаемым на начало года. Делятся своими достижениями со по проекту Афлатун. Сравнивают достижения, обсуждают возможности на следующий год.


Деятельность/Готовность к действиям
Вырезает и раскрашивает значок члена команды «Афлатун». Участвует в церемонии вручения значков.

Основные элементы содержания
Экономические потребности и их виды (покупка и оплата); какие товары и услуги необходимы для удовлетворения экономических потребностей; кто такие потребители и производители; для чего нужны деньги; виды денег - монеты и купюры и их происхождение; как можно заработать деньги; как можно потратить деньги; что такое экономия средств; что значит быть предусмотрительным, бережливым, хозяйственным, рачительным
Основные способы деятельности
Выявлять особенности экономических потребностей и их разнообразие в
процессе их обсуждения;
приводить примеры товаров и услуг, опираясь на собственный опыт;
высказывать предположения и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»);
описывать и сопоставлять характеристики видов денег по одному (нескольким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
осуществлять простое моделирование: (разработка и создание копилки; ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке; поход в магазин с заранее составленным списком, организация импровизированного магазина в классе);
обсуждать проблемные вопросы;
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства

Личностные и социально значимые результаты
Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности;
– проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности;
– различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, бережливость, хозяйственность;
– соотносить понятие экономии средств с моральной нормой;
–  оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Социально значимые результаты:
развитие   социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу
Ожидаемые результаты реализации программы ( 1 уровень)
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных и финансовых знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о:
- видах и функциях команд, особенностях работы в команде,
- предпосылках появления денег,
- понятии валюты и ее роли в жизни общества,
- функции денег – средство накопления и сбережения, - понятия сметы расходов,
- базовых потребностях и их защите,
- видах продуктов и производственной цепочке,
- понятиях товары и услуги;
- понятии трудовая миграция и связанных с ней трудностях.


Список учебной литературы.
Рабочие тетради для учащихся.
Методические рекомендации для учителя.
























15