Тема: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин».


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Тема: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин». Цели: - н аучить строить диаграммы, выявить особенности климата материка, основные черты изменений климатических условий в пределах одного климатического пояса и главные причины, об уславливающие эти изменения; - у чить анализировать, делать выводы; - в оспитание сознательного отношения к учебе, бережного отношения к природе, активной жизненной позиции. Средства обучения: ПК, учебник. Ход урока I. Организация начала урока. 1) Приветствие. II . Актуализация знаний учащихся. 1) Разминка. 1. С помощью графического редактора Paint можно ... 1. создавать и редактировать простые графические изображения 2. редактировать вид и начертание текстовой информации 3. настраивать анимацию графических объектов 4. создавать и редактировать графики, диаграммы 2. Для чего предназначена программа WordPad? 1. для создания и просмотра документа небольшого размера, для форматирования и редактирования текстовых документов с расширением .txt 2. для просмотра и редактирования графических файлов типа .bmp 3. для создания и просмотра документа неограниченного размера, для форматирования и редактирования текстовых документов с расширением .doc , а также документов программы Блокнот с р асширением .txt 4. для корректировки уже существующих документов с расширением. дос 3. Какой из указанных инструментов позволяет удалять изображение в Paint? а) б) в) г) 4. Какой из инструментов позволяет произвольно выделить фигуру? а) б) в) г) 5. Какая команда графического редактора позволяет перевернуть рисунок на 900? 1. Верхнее меню – Файл – Отразить/Повернуть 2. Верхнее меню – Вид – Отразить/Повернуть 3. Верхнее меню – Правка – Отразить/Повернуть 4. Верхнее меню – Рисунок – Отразить/Повернуть 6. Укажите команду графического редактора, которая изменяет палитру? 1. Верхнее меню – Файл 2. Верхнее меню – Палитра 3. Верхнее меню – Правка 4. Верхнее меню – Рисунок 7. Чем отличается команда «Сохранить как» от «Сохранить»? 1. Позволяет сохранить файл 2. Позволяет сохранить файл под другим именем и в другом месте 3. Позволяет сохранить рисунок на рабочем столе 4. Позволяет сохранить текстовый документ III . Изучение нового материала. 1) Сообщение темы и целей урока. «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соответствии величин». 2) Введение понятия. 1. С помощью графиков . На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другое – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X , или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины. Например, температура воздуха (зависимая ве личина) может изменятся во времени (независимая величина). Таким образом. График показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно. 2. Круговая диаграмма служит для сра внения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговые диаграммы удобно использовать для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности. Большое количество секторо в затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти – шести значений данных 3. Столбчатые диаграммы состоят из параллельных пря моугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси — оси категорий. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин Соответствующие зна чения откладываются на вертикальной оси значений. 4. Можно построить столбчатую диаграмму . В этом примере опорными точками являются имена учеников. В каждой опорной точке построена группа из четырех столбиков — по числу предметов. Сравнение здесь можно пр оводить как среди прямоугольников, отно сящихся к одной группе (сравниваем успеваемость одного ученика по всем предметам), так и между группами (срав ниваем успеваемость учеников между собой). Для того чтобы наглядно сравнить суммы нескольких величин в нес кольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму, используют ярусные диаграммы. Понять идею ярусной диаграммы можно путем мыс ленного преобразования столбчатой диаграммы. Пред ставьте, что столбики в каждой группе расположены не рядом друг с другом, а один над другим. Таким образом мы выяснили , что могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации с помощью графиков и диаграмм, наглядно представить процесс изменения величин можно с помощью графиков, а обеспеч ивает наглядное представление о соотношении величин - диаграмма. А теперь проверим ваши знания по географии, так как они нам понадобятся для дальнейшей работы по построению графиков и диаграмм. Для проверки наших знаний мы проведем географический диктант. Возьмите задания, распечатанные на листочках, они лежат на ваших столах. IV . Физкультминутка. Электронная физкультминутка. V . Закрепление изученного материала. 1) Практическая работа . Умение строить диаграммы является неотъемлемо частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить з акономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. Сегодня мы выполняем практическое задание по построению графиков и диаграмм в электронных таблицах. Для построения наших графиков и диаграмм мы будем использовать данные о температуре и количестве а тмосферных осадков для различных городов Евразии. На ваших рабочих местах для каждой группы подготовлено задание набор табличных данных, соответствующих различным климатическим поясам. Переходим на рабочие места. Ваша задача построить график температур, ди аграмму количества осадков, в своей группе выбрать представителя, который представит и защитит вашу работу. Файлы работ собираем в сетевой папке. 1) Мыс Челюскин. Здесь круглый год господствует сухой и хо лодный арктический воздух, зима суровая и холодное лето, осадков выпадает мало - 187 мм за год, в основном в виде снега или моросящих дождей (138 дней с осадками). Хорошо выражено одно время года — зима. Большое ли многообразие животных здесь? 2) Самая большая территория Евразии лежит в умеренном климатич еском поясе. Благодаря западному переносу воздушных масс в этом поясе особенно хорошо видна смена типов климата по на правлению с запада на восток. Рассматриваем климатическую диаграмму Лондона. Благодаря воздушным массам, приходящим с Атлантического океа на, зима здесь мягкая и тѐплая. Осадки выпадают в течение всего года. Ле том преобладает пасмурная, облачная погода. Солнечные дни ред ки. Зимой погода неустойчивая, часто идут моросящие дожди, дол го держится туман. Снег бывает редко и вскоре тает. Это морской климат умерен ного пояса. Неаполь . Зима тѐплая, лето жаркое. Большая часть осадка выпадает зимой. Летом, с приходом тропического воздуха, уста навливается жаркая сухая погода. Дожди очень редки. Над головой безоблачное «вечно голубое» небо. Зимой на побережье Средизем ного моря погода иная: часто идут дожди, тепло. Продолжаете вегетация растений. Дожди приносят влажные западные ветр: Атлантического океана. Средняя температура и зимой выше 0°С. Это средиземноморский субтропический климат. В субтропи ческом поясе мы можем наблюдать большое много образие всех жизненных форм. Условия для жизни здесь более бла гоприятные, чем в предыдущих рассмотренных поясах. Однако да же среди вечнозелѐных растений, мы встречаем жестколистные растения, листья которых по крыты восковым слоем. К каким усло - виям выработалось такое приспособление? Черапунджи. Зима тѐплая, лето жаркое. Большая часть осадков выпадает летом. Средняя температура зимой выше 0°С. Вследст вие сильного прогревания материка летом и низкого давления на д ним экваториальные массы далеко проникают к северу, заходя за тропики. Они приносят с Индийского океана много влаги, и летний муссон сопровождается обильными дождями. Главный фактор климата здесь - ветры муссоны. Это субэкваториальный климат. VI . Итог урока. - Что нового узнали? - С чем познакомились? VII . Домашнее задание. Информатика: учебник §2.9 Рабочая тетрадь: упражнение № 52 стр.73, заполнить кроссворд