Урок развития речи в 5 классе. Микротема текста. Абзац.


Урок развития речи в 5-м классе
« Микротема текста.Абзац.»
Цель урока:
- научить определять тему текста, находить основную мысль текста, выделять микротемы,  делить текст на абзацы,
- развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.
1. Орг.момент.
2. Тема нашего урока: Микротема текста. Абзац.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения. Этой теме отводится 2 урока. Итогом работы станет проверочная работа. Сегодня мы познакомимся с понятиями микротема и абзац.
3. Повторение по теме «Текст»
Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения.
- Не можем, это просто набор предложений.
-Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом?
- Нужно расположить их по смыслу.
- Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).
I. Осенью певчие птицы улетают на юг.
II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
IV. Все они будут ждать возвращения на родину.
(Евгений Чарушин)
-Прочитайте текст, который у вас получился.
Дети читают текст.
-Что такое текст?
-Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.
- А что же такое тема текста?
-Тема - о чём или о ком говорится в тексте.
-О чём этот текст? Попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?
-Этот текст о скворцах.
-Скажите, что такое основная мысль текста.
-То, что хотел сказать нам автор.
-Попробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?
На чужой стороне и весна не красна.
Всякому мила своя сторона.
За морем теплее, а на родине милее.
-Как можно озаглавить текст, сохраняя основную мысль в заголовке.
Варианты заголовков:
Скворцы.
Скворцы на чужбине.
Любовь к Родине.
4. Новый материал.
-Мы с вами определили тему текста . А что же такое микротема?
(на доске слово «микро»)

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.
- Вспомните слова, которые начинаются с микро.
-Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.
- А как вы думаете,  что такое микротема?
-Это небольшая часть темы.
- Откройте учебники на стр.55. Прочитайте, что такое микротема.
- Запишите определение в тетрадь
Микротема – часть одной общей темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Сейчас Настя нам расскажет лингвистическую сказку о том, как появилась микротема.
Выступление ученика.
- Как вы поняли главную мысль этой сказки?
Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.
Прочитайте в учебнике, что такое абзац.
(на доске : абзац- часть текста, которая выделяется на письме красной строкой.
Запишите определение в тетрадь.
5. Закрепление.
- Сейчас мы будем работать с текстом. Попробуем выделить в нём абзацы и определить количество микротем.
(на доске текст и у каждого на столе)
Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.
Письменность на Руси появилась в конце десятого века. В то время книги писали от руки. Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть текста от другой он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной краской или несколькими красками первую букву. Он делал её гораздо больше остальных. Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.
- Какова тема этого текста?
-Текст о происхождении красной строки.
- Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.
-Текст можно разделить на 3 части.
- Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.
-Появление письменности.
- Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.
-Отделение красной краской частей текста.
- Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.
-Красная строка.
Запишите текст, выделив в нём абзацы.
6.Проверка усвоения темы.
- Вы хорошо поработали. А сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Выполним тест.
Тест «Верные и неверные утверждения»
1  Текст состоит из предложений     +
2 .Все предложения в тексте имеют границы +
3  К тексту нельзя подобрать заголовок –
4 Текст можно разделить на части       +
5 Каждая часть текста записывется с красной строки +
6  Предложения не имеют последовательности    -
7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +
8.Ключевые слова   помогают раскрыть тему  +9.Микротема текста – это тема ?     -
 Взаимопроверка.
6.Домашнее задание.
Упр.163.(учебник Разумовской М.М.)