Проект урока по русскому языку по теме Обобщение знаний о предложении и тексте

Проект урока

Учебный предмет русский язык
Класс 2
УМК «Гармония»
Авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко
Учебник «К тайнам нашего языка»
Издательство «Ассоциация XXI век»
Год издания 2012


Исходный уровень знаний, умений и навыков обучающихся для изучения данной темы
Обучающиеся знают назначение предложения, его признаки.
Умеют определить вид предложений по цели высказывания и интонации, их использование и оформление на письме.
Знакомы с понятиями «Слово», «Предложение», «Текст», «Тема и основная мысль текста», умеют озаглавливать текст с учётом темы или основной мысли. Знают требования к построению хорошего текста.
Пользуются знаниями об «опасных местах» и изученными правилами исправления ошибок.
Умеют участвовать в совместной деятельности, работая в парах и коллективно.















Тема урока
«Обобщение изученного о предложении и тексте»
обобщающий урок
Цель : Систематизировать и обобщать знания обучающихся о предложении и тексте.

Задачи урока
Предметные:
закрепление и обобщение знаний обучающихся о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи ;
Личностные:
Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств. Привить желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения постановки учебной задачи, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике.
Осуществлять контроль, вносить необходимые коррективы в действии после его завершения.
планировать действия;
действовать по намеченному плану и осознанно выполнять инструкции;
Познавательные:
Передавать информацию в словесной форме;
Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств;
делать умозаключения, строить необходимые рассуждения;
Конструировать предложения, действовать по аналогии.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении проблем, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями»
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение.
Оборудование урока:
М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко Учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс,
конверты со словами предложения для парной работы
тесты для групповой работы,
карточки-тесты для индивидуальной работы
презентация




План урока
Время, отводимое на каждом этапе

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3.Целеполагание
4.Обобщение и систематизация знаний
5.Применение знаний и умений
6.Контроль и усвоение знаний
7. Рефлексия. Подведение итогов

1 мин.
10 мин
1 мин
13 мин
7мин
10мин
3 мин









Ход урока


Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД

1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Учитель настраивает детей на урок
Проверяют готовность к уроку.
Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие учебного материала
Личностные УУД:
-положительное отношение к процессу учения

2.Актуализация знаний


























Сегодня для вас я приготовила загадки. Отгадаем их, отгадки запишите в тетрадь, обозначая опасные места.
1.Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга - До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год.

2.Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес.
Как завяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на высокой ёлке.
Мы полетели на поля,
И стала белою земля.

Проверка.
- Назови опасные места.
-Оцените вашу работу.
В тетради на полях поставьте условные обозначения «+» - справились, «-» - не справились


- Что объединяет эти слова?(о зиме, слова названия, обозначают предмет)


предмет
признак
действия






Один ученик самостоятельно пишет отгадки на обратной стороне доски, а остальные - в тетрадях




(декабрь)


(мороз)



(снег)




В тетради на полях ставят условные обозначения «+» - справились, «-» - не справились



(дети называют слова, а учитель помещает их в таблицу на доску)
Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу
Познавательные УУД: (общеучебные) – понимать информацию представленную в словесной форме
-овладение способами решения орфографических задач









Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата
Личностные УУД:
формирование самооценки и самоконтроля
Познавательные УУД:
логические
синтез как составление целого из частей




-Подберите к слову зима слова признаки
(вьюжная, холодная, снежная, белая, морозная, лютая, студеная)

Дети подбирают слова
Коммуникативные УУД:
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
- владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


А слова действия?(наступила, идет, запорошила, вьюжит, летит)
Дети подбирают слова
Коммуникативные УУД:
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
-владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка




























3. Целеполагание
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Давайте составим предложение из этих слов.




Какое предложение вам больше всего понравилось? Давайте запишем его.(Например: Наступила холодная зима)


- Поменяйтесь тетрадями .
Проверьте работу у своего соседа.
Оцените работу.





-Какой знак поставили в конце предложения?
-Как обозначаем на письме начало предложения?
-Какое это предложение? (по цели, по интонации)




-Ребята, а мы все смогли рассказать о зиме с помощью одного предложения?
-А чтобы рассказать больше, что надо сделать?(составить текст)
- А мы можем составлят тексты?
- А всегда у нас получается хороший текст?
-Так, чему же мы сегодня будем учиться на уроке?(учиться составлять тексты)

-А для чего нам надо этому учиться? (чтобы уметь писать грамотно (красиво ) и правильно, чтобы было понятно)











Составление предложений с опорой на таблицу






Запись предложения в тетрадь под диктовку.



В тетради своего соседа на полях ставят условные обозначения «+» - справились. «-» - не справились.




ответы на вопросы учителя










ответы на вопросы учителя











Познавательные УУД:
общеучебные
-произвольное и осознанное построение речевого высказывания;

Коммуникативные УУД:
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение;
Личностные УУД:
Формирование действия контроля
взаимоконтроль




Познавательные УУД: -Передавать информацию в словесной форме;
-Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; -делать умозаключения, строить необходимые рассуждения;
Конструировать предложения, действовать по аналогии.
Регулятивные УУД: (целеполагание)
в сотрудничестве с учителем ставить познавательную задачу и осуществлять действия для реализации замысла

Познавательные УУД: (общеучебные)
-формулирование познавательной цели
Личностные УУД:
Формировать потребность грамотного письма.


4.Обобщение и систематизация знаний
1.( используется эффект яркого пятна)
- Я слышу как спорят Слово, Предложение и Текст , помогите разобраться им в споре, выполнив упр.274
- Ребята, как вы считаете, кто главнее?
-Так с кем же вы согласны?
Вывод: Конечно, все они важны, н без слов не было бы ни предложений, ни текстов.




дети читают текст


Формулируют вывод
Познавательные УУД: (общеучебные)
-поиск информации
-смысловое чтение
(логические)
доказательство



















5.Применение знаний и умений
2.Из данных слов составьте предложения.
Работа в парах.
1.чудным снег ковром землю
покрыл
2.в пришла лес зима и
3.в белых стоят деревья шубах
4.елочки сугроб маленькие спрятались в
5.лес красив зимний
- А можно эти предложения назвать текстом?
- Что для этого надо сделать?(расположить предложения по смыслу, проследить движется ли мысль)
-Давайте расположим предложения по смыслу.
Самостоятельная работа по карточкам
-Что же у нас получилось? (текст)
Прочитаем.
Пришла зима и в лес. Чудным ковром снег покрыл землю.
В белых шубах стоят деревья. Маленькие елочки спрятались в сугроб. Красив зимний лес !
- А чего не хватает?(заголовка)
-Как можно озаглавить наш текст?(Зима в лесу.
Зимний лес.)
Вывод. Это – текст?
-Докажите, что это текст.

Работа в парах
Каждая пара составляет свое предложение, затем их зачитывают











дети повторяют памятку «Редактор»


Обучающиеся самостоятельно по карточкам







Выбор заголовка


Познавательные УУД (действие постановки и решения проблемы)
-формулирование проблемы
Познавательные УУД: (логические ) осуществление анализа языкового материала по заданным критериям, построение рассуждений, формулирование вывода
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-Осуществляют контроль, вносят необходимые коррективы в действии после его завершения.
Познавательные УУД:
( общеучебные)
структурирование знаний;
знаково-символические действия
Регулятивные УУД:
планирование
Познавательные УУД: (логические)
доказательство
установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия



Познавательные УУД: (логические ) осуществление анализа языкового материала по заданным критериям, построение рассуждений, формулирование вывода

6.Контроль усвоения знаний
- Ой, ребята, а некоторые слова засыпал снег.
Давайте восстановим пропуски.
Примеры высказываний:
1группа.
Что такое предложение?
1.Предложение выражает(законченную мысль)
2.Предложения произносятся(с интонацией конца мысли)
3.Начало предложения пишется, а в конце предложения
2 группа.
Что такое предложение?
1.По цели высказывания предложения бывают
2.По интонации предложения делятся
3 группа
Что такое текст?
1.Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль(текст)
2.То, о чём говорится в тексте – это(тема)
3.Главная мысль текста – это(то, о чем хочет сказать автор)
Работа в группах
проверка- заслушать
самооценка работы
Коммуникативные УУД:
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении проблем, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга.
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение.




Регулятивные УУД:
(оценка)
осознание качества и уровня усвоения




Работа с тестом
Текст теста на слайде презентации, тест зачитывает учитель.
1.В какой записи не предложение?
у) Выпал снег.
Б) Раннее утро в зимнем лесу.
В) Медведи в спячку.
2.Сколько предложений в записи?
стоял ясный зимний денек легкий снег тихо падал на землю высыпали на улицу ребятишки
А) два
П) три
В) четыре
3.Какая запись – текст?
А) Взял я дедушкины лыжи и пошел в лес.
Е) Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам он бежит, как на лыжах. Собаки по снегу его не догонят.
В) Лисята возятся у норы. Медвежата родились в берлоге в январе.
4.Какой заголовок точнее передает тему текста?
После завтрака медвежата залезли в лодку и принялись ее раскачивать. Возились до тех пор , пока не свалились в воду. Фыркая, оба выскочили на берег и продолжили игру.
А) Медвежата
Б) Медвежата в лодке
Х) Игра медвежат
Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате выполнения теста
Успех
Оцените свою работу.
Индивидуальная самостоятельная работа с тестом





























Проверка
Оценка своей работы
Познавательные УУД:
(общеучебные)
Работа с информацией






Познавательные УУД: (логические)
–устанавливать причинно-следственные связи
Познавательные УУД: (логические ) осуществление анализа языкового материала по заданным критериям,

7. Рефлексия. Подведение итогов урока
Подведём итог нашей работы. Дополните высказывание.
Высказывание дано на слайде презентации
Сегодня я повторил
Было интересно
Было трудно
Я научился
У меня получилось
Я попробую
Меня удивило
Мне захотелось
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
Регулятивные УУД: (оценка)
-оценивать свои достижения



Личностные УУД:
-готовность оценивать свой труд


-Посчитайте, сколько у вас + .
Если 5-оценка «5», а 4-3 -оценка «4», 2- оценка «3»
Критерии оценки на слайде презентации
Регулятивные УУД: (оценка)
-оценивать свои достижения
Личностные УУД:
-готовность оценивать свой труд















Самоанализ урока
Урок русского языка проходил во 2 классе по программе «Гармония». Тема урока«Обобщение изученного о предложении и тексте» . Урок был построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок ориентирован на достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Содержание соответствовало по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивало работу в зоне ближайшего развития обучащаюхся. Структура урока соответствовала системе обучения, программе и специфике учебного предмета. Соблюдены основные этапы урока.
На уроке решались следующие задачи:
Предметные:
закрепление и обобщение знаний обучающихся о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи ;
Личностные:
Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств. Привить желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения постановки учебной задачи, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике.
Осуществлять контроль, вносить необходимые коррективы в действии после его завершения.
планировать действия;
действовать по намеченному плану и осознанно выполнять инструкции;
Познавательные:
Передавать информацию в словесной форме;
Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств;
делать умозаключения, строить необходимые рассуждения;
Конструировать предложения, действовать по аналогии.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении проблем, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями»
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение
Применялись разнообразные формы учебной работы. Использовались сочетания фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Использовала различные методы обучения: частично-поисковые, проблемные, наглядно-иллюстративные, а также средства обучения знако-символические, таблицу, схему, для активизации детей применяла ИКТ.
Была организована оперативная обратная связь. Отслеживалось усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществлялась своевременная коррекция ошибок через лист самоконтроля.
На уроке создавала условия для формирования положительной мотивации (эмоциональной, познавательной)
Обучающиеся принимали участие в целеполагании.

На данном уроке велась работа по формированию учебных действий ( анализу, синтезу, обобщению).
Была проведена самостоятельная работа с учётом типа и темы урока, объём её достаточен.
Обучающие на уроке имели возможность высказывать собственную точку зрения, так как психологический климат был благоприятным, было организовано сотрудничество учителя с обучающимися, детей друг с другом через работу в парах, групповую и фронтальную.
Для привлечения внимания использовался приём «эффекта яркого пятна».
В ходе проведения урока учитель мотивировал ребят для включения в деятельность и выделения содержательной области.
На последнем этапе урока была проведена рефлексия, которая дала возможность обучающимся оценить собственные знания по теме, зафиксировать затруднения и высказать мнение о своей деятельности.










Литература
1.Методические рекомендации по русскому языку 2 класс УМК «Гармония» авторы М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко

2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 215с. – (Стандарты второго поколения).
3.Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).
4.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /Под ред.Н.Н.Деменевой. -М.:АРТИ,2013.














15