Конспект урока русского языка Что такое аннотация и как ее составить


Конспект урока русского языка по УМК ПНШ
Тема: «Что такое аннотация и как ее составить»
Задачи урока:
Закрепить представление:
– о расположении основных элементов книги: обложка, форзац, титул, оборот титула;
-информации, которую содержат основные элементы книги.
-знакомиться с новым видом текста – с АННОТАЦИЕЙ к книге;
-выяснить, что аннотация в краткой форме передает содержание книги, доказать это на примерах.
-составлять аннотации к книгам, в которые вошли знакомые им произведения.
Тип урока: изучение нового материала
Пособия: Учебники «Русский язык. Часть 2,3».
Презентация: «Структура книги»
Ход урока
Орг. момент
Постановка задач урока:
- Назовите тему урока. Какие задачи поставим перед собой?
Дети:
Выяснить, что такое аннотация.
Научиться ее составлять.
Узнать, для чего она нужна.
Актуализация опорных знаний
-Прочитайте интригу учебника часть2 стр.71
-Давайте напомним Мише структуру книги. (Обложка, форзац, титул, оборот титула, содержание, иллюстрации).
Слайды 2-5,7-12-Для чего необходимо знать структуру книги?
(Слайд 2)
Изучение нового материала
-Откройте титульный лист учебника Рус. яз ч.3
-Какую информацию вы здесь получили? (Слайд 5)
-Как называется страница в книге, где помещается ее краткое содержание? (Оборот титула)
-А как называется это краткое содержание? (Аннотация)
-Зачитайте ее. Где в третьей части указаны фамилии художников?
(На обороте титула)
-Назовите фамилии художников, которые иллюстрировали ваш учебник.
(Д. Гавриленко, Д. Семенов)
-Проверьте, есть ли аннотация в учебнике по литературному чтению?
Покажите ее своему соседу.
-А в каждой ли книге будет аннотация?
Прочитаем, что на это скажут авторы учебника.(Стр. 73)
-Так для чего нужна аннотация? (Помогает узнать, о чем эта книга)
Слайд 6
-Где нужна эта информация? (В книжном магазине, библиотеке).
4. Первичное закрепление изучаемого материала.
Упр. 27
Читают короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора
Драгунского «Денискины рассказы» и дополняют ее, назвав рассказы, которые вошли в сборник, и указывают имена главных героев.
-В. Драгунский действительно писал веселые рассказы для детей?
-Подходит эта аннотация?
-Это пример очень короткой аннотации. Мы должны сделать ее более подробной с помощью советов Летучей Мыши на стр.74. Читают и выполняют.
Примерный текст аннотации:
«В книгу вошли веселые рассказы для детей: “Сверху вниз, наискосок”, “Ровно 25 кило”, “Шляпа гроссмейстера”, “Кот в сапогах” и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска».
5.Работа в паре.
Упр.28 с.121
Детям предлагается прочитать короткую аннотацию, составленную к сборнику сказок Сергея Козлова, и расширить ее, указав главных героев и перечислив названия самых интересных, с их точки зрения, сказок, которые могли бы войти в этот сборник.
-Устно составьте вместе с соседом аннотацию.
Заслушивается несколько вариантов.
Примерная аннотация:
«В сборник вошли сказки для детей: “Ежик в тумане”, “Красота”, “Как оттенить тишину”, “Разрешите с вами посумерничать”, “Лисичка” и другие. Героями этих сказок являются замечательные друзья Ёжик, Медвежонок и Заяц».
-А теперь прочитайте аннотацию, помещенную в другой книге С. Козлова (с.75) .
Дети знакомятся с аннотацией, помещенной в сборнике сказок Сергея Козлова «Трям! Здравствуйте». (Важно, чтобы у детей появилось желание прочитать эту книгу).
6.Самостоятельная работа
Упр.29
- Далее школьники читают аннотацию к знаменитой книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
Чтобы дополнить эту аннотацию, детям нужно будет выяснить, как называются все три повести о Малыше и Карлсоне, и указать в аннотации эти
названия:
Карлсон, который живет на крыше.
Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел!
Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять!
7.Подведение итога урока.
Слайд 14.
8.Рефлексия.
Самооценка. Отметьте на листах для творчества свой уровень:
научился, испытываю затруднения, не научился.
9.Д/з: сделать книжку-малышку, содержащую все основные части книги.