Имя существительное. Технологическая карта.Русский язык , 5 класс


Тема урока «Имя существительное как часть речи»
Цель деятельности учителя: урока обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
Задачи урока:
совершенствовать навыки морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы;
развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, урок повторения.
Необходимое оборудование: компьютер, смарт-доска,
Словари синонимов, толковый словарь, орфографический словарь,
Презентации учеников, выполненные дома:
«Что такое? Кто такой?»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
I. Организационная часть - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
II. Беседа с классом. - С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части?
- А кто правит этой страной?
- Почему ей дано такое право?
Выявляет уровень знаний, определяет типичные ошибки по необходимости корректирует план работы на урока. Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р: коррекция,
саморегуляция;
К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
III. Объявление темы и целей урока
- В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).
Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.
Формулируют тему урока.
Фиксируют возникшее затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают
по опорной схеме. П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
IV. Игра «Спрятанное слово» Для чего необходимы имена существительные ?Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести
1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.
2) Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)
3) Синоним слова бескорыстие
4) Это слово имеет значение«соединение заметок, группа записей»
5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»
6) войсковое подразделение ,состоящее первоначально из ста человек.
7) Синоним слов «работа, занятие»
8) Часть суток от захода до восхода солнца
- Какие словари помогли мне подготовить данное задание?
Какое «спрятанное» слово получилось?
- Какое оно имеет отношение к существительному?
Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)
Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд.
Называют словари.
Определяют слово «сущность»
Пытаются ответить
Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует.
П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;
Р: контроль, коррекция;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
V. Проверка домашнего задания: (мини-проектов)
Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо - Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:
Всему название дано:И зверю, и предмету,Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету!
Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку
ФИЗМИНУТКА Представление своих презентаций.
Выявляют лучшие работы, аргументируют ответы.
ФИЗМИНУТКА П: анализ, синтез, подведение под понятие, моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Р: планирование, прогнозирование;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, принимать решения и делать выбор.
VI.Игра «Четвертый лишний» Слайд 3 (презентация) Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга,молодчина,.Общее: существительные общего рода.
в) Осло, кофе, кенгуру, пони.
Общее: неизменяемые существительные мужского рода.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. - С какой целью мы выполняли данное задание?
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.
усвоения).
П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания.
Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
VII. Обобщение знаний -
морфологический разбор
- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить
VIII.
Рефлексия Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой? Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. П: рефлексия способов и условий действия, оценка результатов деятельности;
Л: самооценка на основе критерия успешности,
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения.Р: оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).