Технологическая карта по русскому языку Слова, отвечающие на вопросы Кто? и Что?


Технологическая карта урока
Класс: 1
УМК: Начальная школа XXI век
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: "Слова, отвечающие на вопросы Кто? и Что?"
Цель: Формировать умения классифицировать слова и ставить к ним вопросы.
Задачи:
Закреплять навыки правописания изученных орфограмм.
Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.
Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: таблицы, карточки, наглядный материал (картинки), рабочие тетради, учебник.
Тип урока: комбинированный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  
Планируемые результаты:
           - учащиеся должны различать слова-названия одушевлённых и неодушевленных предметов;
             - повышение активности на уроках;
           - улучшение результатов обучения;
Предметные
развивать орфографическую зоркость,
развивать умение работать с учебным материалом,
формировать умение классифицировать предметы по определенным признакам,
применять полученные знания
Личностные
формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные
Регулятивные УУД- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении слова.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Структура урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок 
Актуализация знаний
Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи
Работа по теме урока
Первичное закрепление
Самостоятельная работа
Рефлексия. Итог урока
Ход урока
Этапы урока Цель Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
Эмоциональный настрой на работу.
Организация учебного места.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Физминутка Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Записали число, классная работа.
Минута чистописания.
Заглавная буква У,Л,К,Г, строчная буква б, ы,ч,о,з,л.
Запишем слова:, лак, лён, лом, соль.
- Определите букву, которую встречается чаще других. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук.(звук Л)
Можешь пальцы сосчитать:Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять —Десять пальцев, пара рук
-Вот твое богатство, друг. Работают в тетради.
Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Прочитайте слова : Зима
весна
лето
осень
- Назовите слово, где букв больше, чем звуков. Почему?

- Прочитайте слова, в которых ветер-шалун сдул несколько букв. Ваша задача списать эти слова и правильно вставить пропущенные буквы.
м . дведьза . цв . ронал . сица- проверка.
-На какой вопрос отвечают слова в левом столбике, а на какой – в правом?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока
- Какие задачи мы поставим перед собой? ( на доску вывешиваются опорные слова учебных задач: узнать, закрепить, применить полученные знания).
- По какому признаку вы распределяли слова?
- Знания по какому предмету пригодились?
- В русском языке такие группы называют по – другому.
- Может кто из вас знает?
- Прочитайте предложение
"Снежок лежит на земле."
- составим схему предложения.
- В этом предложении говорится о ком? или о чём?
- Какой вопрос зададим к первому слову?
- Почему?
- А можно ответить, что в этом предложении говорится о ком?
- Какой вопрос зададим к первому слову?
- Почему?
- Когда мы задаём к слову вопрос кто?
- Когда мы задаём вопрос что?
- Сформулируйте вывод:
Вывод: Если слово обозначает живой предмет, задаём вопрос кто?, если неживой – что?
- Запишите предложение. - Осень. Ь знак не является звуком.
- Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?
- живые- неживые
- одушевлённые- неодушевлённые
У доски один из учеников составляет схему предложения.
- Что?
- Обозначает живой предмет
- Да
- Кто?
- Обозначает живой предмет
Работа по теме урока. Построение проекта выхода из затруднения Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению Классификация по единому признаку. Работа в парах.
- Вам надо распределить слова обозначающие предметы в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами.
- Все слова находятся в конвертах. Но вот беда я, по-моему половину конвертом потеряла. И на всех не хватит.
- Как выйти из этого положения?
( работать в парах)
Проблемная ситуация с растением
-Куда вы поместите слово ромашка?
- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.
- Так в какую группу мы определим слова « ромашка»? 1 - Щука, мама, белка, сестра, продавец, учитель .
2 - кукла, воздушный шар, компьютер, ,мел, стул ромашка.
Первичное закрепление
Физминутка Цель: Усвоение нового способа действий - Какие же слова отвечают на вопрос кто?
- А какие на вопрос что?
- Какую учебную задачу мы решили?
- Какую задачу надо решить?
- Я буду читать слова. Если слово отвечает на вопрос кто? приседают, если слово отвечает на вопрос что? подпрыгивают.
(Солнце, бабочка, дети, скворечник, муравей, дождь, облака, грач.)
- На вопрос кто? отвечают слова, которые называют людей и животных- одушевленные
- Неодушевленные- они называют..(предметы).
- узнали, что предметы бывают одушевлённые и неодушевленные, что они отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
- применить знания
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха Откройте рабочую тетрадь на стр. 19 , выполним самостоятельно упр. 5 .
Прочитайте задание.
Как будем выполнять?
А сейчас, посмотрите на доску и проверьте себя , поднимите руку те, кто все сделал правильно. Задаём вопрос к каждому слову и записываем вопрос Кто ? или Что?
Работают самостоятельно.
Самопроверка, по эталону.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний -Что узнали нового?
- Какие слова
отвечают на вопрос Кто?
- Какие слова отвечают на вопрос Что?
-Спасибо всем за урок. Молодцы!
Узнали, что есть слова одушевленные и неодушевленные
КТО? брат КТО? друг
ЧТО? стадион ЧТО? футбол
КТО? мама ЧТО? магазин
КТО? ребята ЧТО? театр
ЧТО? билет КТО? актёр
Снежок лежит на земле.
зима
весна
лето
осень
м . дведьза . цв . ронал . сицаузнать...
закрепить..
применить полученные знания....
1)Щука, 2)мама,3)кукла,4) воздушный шар, 5)компьютер, 6)белка,7) ромашка,8)сестра, 9)продавец,10)учитель ,11)мел,12)стул. 1)Щука, 2)мама,3)кукла,4) воздушный шар, 5)компьютер, 6)белка,7) ромашка,8)сестра, 9)продавец,10)учитель ,11)мел,12)стул.
1- й2-й
1- й2-й
1)Щука, 2)мама,3)кукла,4) воздушный шар, 5)компьютер, 6)белка,7) ромашка,8)сестра, 9)продавец,10)учитель ,11)мел,12)стул. 1)Щука, 2)мама,3)кукла,4) воздушный шар, 5)компьютер, 6)белка,7) ромашка,8)сестра, 9)продавец,10)учитель ,11)мел,12)стул.
1- й2-й
1- й2-й
1)Щука, 2)мама,3)кукла,4) воздушный шар, 5)компьютер, 6)белка,7) ромашка,8)сестра, 9)продавец,10)учитель ,11)мел,12)стул. 1)Щука, 2)мама,3)кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11)мел, 12)стул.
1- й2-й
1- й2-й
1)Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул. 1) Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул.
1- й2-й
1- й2-й
1) Щука, 2) мама,3)кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8)сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул. 1) Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5)компьютер, 6)белка,7) ромашка,8)сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул.
1- й2-й
1- й2-й
1) Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул. 1) Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул.
1- й2-й
1- й2-й
1)Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул. 1) Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул.
1- й2-й
1- й2-й
1) Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул. 1) Щука, 2) мама,3) кукла,4) воздушный шар, 5) компьютер, 6) белка,7) ромашка,8) сестра, 9) продавец,10) учитель ,11) мел,12) стул.
1- й2-й
1- й2-й