Урок развития речи по русскому языку Описание деловое и художественное

Урок развития речи в 6 классе
Лицевая Ю.Н,
учитель русского языка и литературы
Каменниковская СОШ
Рыбинский район
Ярославская область
Тема: Описание деловое и художественное
Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии критического мышления
Цели урока:
изучить виды описаний и их языковые особенности;
научиться объяснять особенности каждого из видов описаний;
использовать полученные знания на практике;
способствовать выработке у учащихся умения обобщать изученное;
активизировать сознательную деятельность учащихся.

Ход урока

Актуализация знаний (5 мин.)
Чтобы узнать о каком типе речи пойдёт сегодня речь на уроке, вам нужно отгадать загадку.
Я тип речи замечательный
Умный, добрый и внимательный.
Расскажу вам о любом предмете.
О его форме, качестве и цвете. (описание)
А что мы знаем об описании?
Запишем в таблице ЗХУ.
Знаю
Хочу узнать
Узнал

Отвечает на вопрос какой?
Можно сделать одну фотографию
Рассказывает о признаках предмета
Виды описания.
Чем отличаются друг от друга.




Как вы думаете, мы с вами всё знаем об описании? (Нет)
Перед вами текст. Прочитайте. Определите тип речи.
СПРАВКА

выдана Ивановой Тамаре Петровне, проживающему по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, п. Каменники ул. Школьная д.2 кв. 43 , в том, что у нее действительно имеется подсобное хозяйство: петух и десять кур-несушек.
Петух: длина – 66 см, вес- 1250г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.
Основание похозяйственная книга Каменниковского сельсовета № 75.
Справка выдана для представления в отдел полиции «Волжский»

Глава Каменниковской сельской администрации Ю.А. Чистяков
Как вы определили, что это описание? (Говорится о признаках петуха). А почему описание дано в такой интересной форме?
Значит, описание может быть дано в разных видах. Что же мы сегодня должны узнать на уроке?
(Какие бывают виды описания). Заполним вторую колонку в нашей таблице.
Какая тема урока ? Виды описания:
Открытие нового знания (15 мин.)

Сейчас вы поработаете с текстом в паре и заполните сравнительную таблицу.
Задание на листах.
Сравните два текста по плану, результаты запишите в таблицу.
О чём текст?
Цель текста.
Какими словами и словосочетаниями описан кабинет? Выпишите 3-4 слова примера.
Где может встретиться данный текст?


Для кабинета русского языка должна быть отведена классная комната площадью 50 кв. м.
В кабинете допускаются разные варианты планировки мебели: трёхрядная расстановка, расположение столов полукругом, расположение столов буквой «П» ( в зависимости от выбранной формы работы)
В конце кабинета должно быть предусмотрено 2 рабочих места для работы с компьютером.
Вдоль задней стенки должны размещаться секционные шкафы для хранения учебного оборудования.
На передней стене должна быть расположена классная доска, подвесной экран, часть постоянной экспозиции. К месту расположения телевизора подведена антенна.


Ванваныч ходил в четвёртый класс. Школа размещалась в двухэтажном здании из тёмных брёвен. Их класс был на первом этаже. Он был просторный, светлый. На стенах висели различные иллюстрации к сказкам. Всем ребятам было уютно в таком классе. Посредине класса до самого потолка вздымалась кирпичная печь, напоминающая высокого богатыря. Парты размещались вокруг этой печи, а девятнадцатилетняя учительница, Нина Афанасьевна, то и дело поднималась из-за своего стола и обходила печь, чтобы никого не потерять из виду. Когда она выводила что-нибудь на классной доске, многим приходилось выскакивать из-за печки, чтобы правильно списать. Ванваныча это нисколько не обременяло. Московская школа была слишком аккуратная, чтобы походить на жизнь. А в этом сказке было столько притягательного, что хотелось в ней купаться.


Сравнительная таблица


Параметры
сравнения



Кабинет

Тема
Кабинет



Описать кабинета
Цель
Описать класс




Площадь 50 кв. м, планировка мебели, 2 рабочих места для работы с компьютером, секционные шкафы для учебного оборудования, подвесной экран
Слова для описания
Здание из тёмных брёвен, просторный светлый, печь, напоминающая высокого богатыря, было уютно, сказка



В официальных или деловых бумагах



Где можно встретить такой
текст?
В произведениях худож. литературы


Какое из описаний более сухое, чёткое, а какое более красочное, передающее эмоции)
Как бы вы назвали эти 2 типа описания? (Вписываем в сравнительную таблицу названия)
Дописываем тему урока.

Давайте проверим наши предположения по учебнику с. 146-147.

Применение нового знания на практике(15 мин.)
А теперь я предлагаю вам побывать в роли редакторов и использовать полученные знания для составления двух видов описания.

Вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова. Не забывайте о видах описания.
У меня есть котёнок сиамской породы. Его зовут Кузя. Ему нет ещё и двух месяцев. Он очень_________________. Шерсть у него _________ ________,_______________,_____________, ___________________ цвета с едва заметными ____________________ полосочками. На грудке шёрстка светлее, как будто на нём _________________________ фартучек.
У моего любимца большие и очень______________ _________ глаза. В темноте глазки светятся как два ________________________.
Носик у котёнка __________________________. Ушки _________________________ с тёмно-коричневой каймой.
На лапках у Кузи маленькие _________________________ перчаточки, из которых высовываются крошечные очень____________________________ коготки. У Котёнка _____________ хвостик.
Если Кузя хочет спать, он капризничает, как ______________________.


2.Объявление

Пропал котёнок____________________ породы. Зовут______________. Шерсть________________цвета с _____________ полосками. На грудке ___________ фартучек. На лапках______________________________ перчаточки. Хвост__________________________.

Нашедшего просьба вернуть за вознаграждение. Обращаться по телефону: 23-25-75

Ребята зачитывают получившиеся варианты текстов. Какой текст художественное описание, а какой - деловое? Как вы определили?


Итог урока. Рефлексия. (7мин.)
Давайте составим синквейн о художественном виде описания.
Художественное описание
Запоминающееся, эмоциональное
Рисует, рассказывает, оценивает
Создаёт яркий образ предмета.
Красивая картинка

Итак, обратимся к нашей таблице ЗХУ и посмотрим, что мы хотели узнать на уроке. Всё ли мы узнали? Третью колонку вы заполните дома. Подчеркните тему урока соответствующим цветом.
Домашнее задание. Заполнить третью колонку в таблице ЗХУ, составить синквейн о деловом описании















15