Сценарий урока В музыкальном театре. Балет. 7 класс

Тема урока: В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. БАЛЕТ.


Предмет: музыка
Класс 7
Автор: Шмелёва Елена Юрьевна

Цель: Представление учащихся о балете - музыкальном жанре, основанном на хореографии.
.
Задачи:
изучение нового музыкального жанра балета на примере произведения современного композитора Б.Тищенко «Ярославна»;
знакомство с основными приемами классического балета;
представление о классическом балете в России;
актуализация жизненно-музыкальных впечатлений семиклассников о связях русского музыкального фольклора с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни; об отношении к природе, людям, к самому себе.

План:
вступительное слово учителя;
выступление учащейся студии классического танца;
правила классического танца;
одежда балерин;
презентация «Русские балерины»;
стихотворение о М.Плисецкой на фоне произведения Сен-Санса «Лебедь»;
Презентация о выпускнике гимназии Николае Маркелове;
Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Методы и приемы, используемые на уроке:
метод размышления;
метод осознания личностного смысла музыкального произведения;
метод импровизации;
метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному;
метод создания композиций;
метод художественного контекста;
демонстрация творчества учителя

Подготовительный этап:
учащиеся получили опережающее задание: найти материал о русских балеринах, найти и выучить стихи о балете, подготовить рассказ об основных приемах классического танца (из числа уч-ся, посещающих хореографическую школу)
Самарайская Светлана подготовила классический танец под музыку К. Дебюсси «Лунное свет» и показ основных движений для всего класса;
создание презентаций.

Оборудование урока: мультимедийная установка, музыкальный центр, костюм для балерины

Представляемый вашему вниманию урок я рассматриваю как произведение искусства, а роль учителя на данном уроке – это яркий художественный образ, который учащиеся должны запомнить. На данном уроке я отвела себе роль ведущего в музыкальном театре. Также в моем театре вы встретите целый ряд незабываемых образов: начинающая балерина; балерины русской классической школы; бывший выпускник гимназии, посвятивший себя балетному искусству.
Учитель: Я приглашаю вас сегодня в музыкальный театр, в волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим вечно молодым искусством, не испытал той радости, которую дарит людям балет?
А что такое «балет»? (ответы детей)
Балет – это вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Сегодня в гостях у нас начинающая балерина, учащаяся школы искусств Самарайская Светлана. Я очень надеюсь, что Света добьется в жизни всего. Потому что классические танцы – это в первую очередь большой труд.
(исполнение классического танца под музыку Клода Дебюсси «Лунный свет»)
Учитель: Мы посмотрели замечательный танец Светланы под прекрасную музыку Клода Дебюсси. Мне хотелось, чтобы вы сами отгадали название произведения. Для этого необходимо раскрыть характер этой музыки с помощью слов-настроений. Светлана мне поможет эти слова записать на лучах и прикрепить их к центру (легкая, прозрачная, нежная, светлая, волшебная, небесная, струящаяся, красивая). Может такой свет идти от солнца? (нет) А какие светила есть еще в небе? (звезды, луна) Мы совсем близко к разгадке. Как бы вы назвали эту музыку. Внимание на доску – название произведения «Лунный свет». Удалось ли нашей юной балерине передать характер? (да) А вот с помощью каких движений она передала этот характер Светлана расскажет сама.
Рассказ Светланы об основных правилах классического танца
Учитель: Прошло много лет, исторических эпох, прежде чем из примитивных пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства – балетный спектакль. Взгляните на экран. Перед вами основные элементы балетного костюма: «пачка», «шопенка», «пуанты»
Одежда балерин (слайд 3)
Учитель: Россия узнала балет в 17 веке, а первые балетные представления появились в 18 столетии. С тех пор в нашей стране выросла великая культура классического балета.
Сообщения учащихся:
В этом большую роль сыграли талантливые исполнители. Среди них имя первой русской балерины, выдающейся танцовщицы начала 19 века Авдотьи Ильиничны Истоминой. В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин рисует ее портрет:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь, пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет
Екатерина Александровна Санковская и Елена Ивановна Андриянова были лучшими романтическими танцовщицами середины 19 века.
Анна Матвеевна Павлова. Жизнь этой великой балерины целиком принадлежала искусству. Однажды она написала: «По-моему истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не в праве вести жизнь, желанную для большинства женщин» Своим словам Великая танцовщица оставалась верна всю жизнь.
Тамара Платоновна Карсавина – была балериной реалистического направления. Она считала, что танцевальная техника должна быть подчинена созданию образа и не может существовать на сцене сама по себе..
Агриппина Яковлевна Ваганова – ее называют советским профессором хореографии. Ее именем названа академия оперы и балета в Санкт-Петербурге.
Марина Тимофеевна Семенова – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР. Огромное количество образов создано ею в балете.
Галина Сергеевна Уланова – великолепная классическая танцовщица, своим искусством она развила принципы и традиции русской хореографической школы. Танцу Улановой свойственны чистота и строгость линий и форм, мягкость, изящество и естественность жеста.
Майя Михайловна Плисецкая – репертуар Плисецкой необычайно широк, но для каждой роли она находит особые краски, будь то роль большая или маленькая. Необыкновенная музыкальность, пластичность и артистизм позволяют балерине-актрисе создавать образы и лирические, и глубоко драматические, и трагические.

На фоне музыки Сен-Санса «Лебедь»
учащийся читает поэтические строки, посвященные Майе Плисецкой

Как кричат эти руки и плечи,
Эти ноги, летящие в танце
Бьется лебедь в тоске человечьей,
Умирающий лебедь Сен-Санса
Вот он стих в ослепительном свете,
Не взметаются крылья опять!
И по залу проносится ветер –
«Не умру! Не хочу умирать!»
Снова тело бессильное гнется,
Надломилась, упала рука,
Но не верьте, он будет бороться
До последнего вздоха смычка
Искаженная мукой черта
Будет людям кричать погибая –
«Не погибнет вовек красота!»
Екатерина Сергеевна Максимова – танец Максимовой – это новая, свежая струя в старые и любимые спектакли, их обновление. Каждая роль – выявление новых граней таланта, достижение новых художественных открытий.
Учитель: Перед нами прошел целый ряд знаменитых русских балерин, которые внесли огромный вклад в развитие балетного искусства.
Но вряд ли кто-либо из вас знает, что наша гимназия тоже имеет непосредственное отношение к этому виду искусства. Я хочу вам рассказать об очень талантливом молодом человеке, выпускнике нашей гимназии Николае Маркелове. (презентация о Н.Маркелове)
Учитель: Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? (Ответы детей) Дома в рабочей тетради постарайтесь передать в цвете чувства, настроения музыкальных тем, которые мы услышали сегодня на уроке. Напоминаю вам, что это за произведения:
1. К.Дебюсси «Лунный свет»;
2. Сен-Санс «Лебедь»
Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер. Тому раскроется мир музыкального искусства, с которым мы будем знакомиться на следующих уроках.